Столичные дороги как зеркало некомпетентности

С самого начала строительства новой столицы сразу были очевидны проблемы с инфраструктурой, особенно с дорогами. Но, увы, тогда мало кто на это обращал внимание, отсутствовал стратегический подход, что, впрочем, происходит и сейчас. Дороги и транспортная система главного города страны в плачевном состоянии. И, судя по действиям градоначальников, улучшений не предвидится, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.

Столичные дороги как зеркало некомпетентности
Фото: ИА «NewTimes.kz»

С переносом столицы был уникальный шанс — построить образцовый город будущего с нуля (хотя бы на левом берегу), с широкими магистралями, грамотными развязками, множеством дорог, продуманной транспортной системой. В новый город вложили колоссальные средства, на которые можно было построить гораздо больше и лучше. Но почему-то постоянно что-то или кто-то «мешал» делать все грамотно и, главное, перспективно. Какие-то вредители, мысля узколобо и чаще в угоду корыстным целям, постоянно ухудшали ситуацию в городе.

В результате имеем узкие, забитые транспортом дороги, дом на доме с крохотными дворовыми участками, пробки почти на всех центральных улицах, загазованность, ухудшение экологии и микроклимата.

Не секрет, что дороги — «вены» экономики. Так же и в городах: чем лучше работает транспортная система, тем эффективнее функционирует город — от коммунальных служб до бизнеса.

Нужно, наконец, признать, что в настоящее время ситуация на дорогах столицы просто катастрофическая. Эдакая квинтэссенция ошибок планирования и управления, где-то из-за некомпетентности, а где-то умышленно, в угоду чьим-то частным интересам, начиная от отвратительного качества дорожного покрытия до регулирования транспортными потоками.

Почти везде волны, ямы, трещины, грязь, мусор, помехи и препятствия. Даже якобы на новых дорогах или отремонтированных участках — неровности, волны и трещины. Кто и почему так работает — это тема для отдельного расследования всех причастных и аффилированных структур. Увы, в главном городе страны просто не умеют строить нормальные дороги: то ли профессионализма не хватает, то ли никто за качеством не следит или вообще работать грамотно нет навыков.

Казалось бы, что сложного построить качественную и долговечную дорогу? Однако почему-то для наших дорожных горе-строителей это невыполнимая задача, причем на протяжении десятков лет. Все жители жалуются на плохие дороги, а городские власти их в упор не видят.

Читайте также: Нескончаемый позор, или «Убитые» дороги

Отвратительное регулирование дорожных потоков занимает особенное место. Необходимо отметить, что такое сложилось не вдруг и не сразу, а ухудшалось из года в год, и было достаточно времени на реагирование и работу над ошибками. Но мало кто об этом задумывался.

Большая часть дорог и дорожной инфраструктуры создавалась по чьим-то «хотелкам» и сиюминутной необходимости. Якобы улучшая ситуацию на каком-то небольшом участке дороги, никто не задумывался, что это может создать проблемы в глобальном масштабе управления городским движением. Особенно это касается таких непродуманных решений, как повсеместное внедрение автобусных линий и кучи светофоров, которые сильно тормозят скорость потока.

Выдуманная доморощенными урбанистами «мантра» о том, что автобусы перевозят больше людей, оказалась неверной. Если провести простейшие замеры по основным магистралям столицы в час пик, то отчетливо видно, что на большей части пустующих автобусных полосах ездит гораздо меньшее количество общественного транспорта. Причем разница в пассажиропотоках будет громадной.

И почему вообще возникла такая дискриминация по отношению к водителям? Если разобраться, то они приносят казне гораздо больше пользы: платят налоги и штрафы, покупают бензин, запчасти, расходные материалы, успевают сделать гораздо больше, чем если бы ездили на автобусе. Автомобилисты — это двигатель экономики города. Так почему их загоняют в еще худшие условия, чем было раньше?

Еще можно понять, если бы автобусные линии делались на широких дорогах, там бы никто ничего против не имел. Но серьезно ухудшать пропускную способность старых дорог, загоняя водителей на узкие, забитые оставшиеся ряды — это какой-то социальный расизм и намеренное ухудшение жизни огромного количества трудового и активного населения столицы. Чем они это заслужили?

Относительно небольшая территория левого берега — это яркий пример, как на ровном месте создавался город с кучей тупых и надуманных проблем. Неужели так трудно было спланировать несколько главных и очень широких магистралей в шахматном порядке? Нет, понастроили мелкие, тесные улочки и добили их автобусными полосами.

Простой пример: жителю, живущему в пригороде, нужно в город. Сначала в приоритете был проспект Туран, там было относительно широко и поток двигался быстро. Но нет, внедрили BusLine и понаставили кучи светофоров, и все, по Турану стало ездить сложно. По проспекту Кабанбай батыра более-менее спокойно ездили. Но часть дороги отдали автобусам, нанесли бестолковую разметку, и все, это направление тоже стало ужасным. Когда-то по проспекту Орынбор (ныне Мангилик Ел) можно было передвигаться без особых проблем. А сейчас это самая забитая дорога на левом берегу.

И главной виной этому стала концентрация кучи государственных органов в районе Дома министерств. Давно пора признать, что это здание было ошибкой: нельзя все располагать на ограниченной территории с узкими улочками. В часы пик там такие дикие пробки, что лучше не соваться!

Получается, что забиты все три главные дороги левого берега. Ну и как дальше ездить, если ситуация ухудшается с каждым днем?

Притчей во языцех стала абсолютно неэффективная и нелогичная система регулирования перекрестков. Все прекрасно видят, что на каких-то улицах зеленый свет горит по 10 минут и по полминуты — на других. Это непродуманно. Компьютерная система не работает, поэтому часто по старинке на перекрестках стоят регулировщики. И никаких улучшений не предвидится!

Люди выходят из карантина, восстанавливается деловая активность, дети пошли в школу, а на дорогах стало просто невыносимо. Мало того, несмотря на не справляющиеся с потоками дороги, в столице ведется активное строительство нового жилья и прочего, что делает ситуацию на дорогах просто критической. Дальше будет только хуже, но городские власти ничего не делают для улучшения ситуации: или у них компетенции не хватает, или желания работать, или вообще решили пустить все на самотек, но никаких четких, внятных и, главное, стратегически продуманных планов по решению проблем с транспортной системой нет.

Конечно, с ходу дорожные проблемы не решить. Требуются тщательный анализ, ситуации, замеры и моделирование, расчеты и прогнозы. Но кое-какие предложения могут помочь. Например, уже неоднократно предлагаемая система регулирования на дорогах на основе спутникового позиционирования.

Читайте также: Дороги, которые мы не выбираем

Также на основных перекрестках можно за счет заинтересованных инвесторов системы надземных переходов, помимо простой функции перехода людей через дороги, разместить торговые точки, магазины и бутики. В переходах оборудовать эскалаторы и лифты с поддержанием микроклимата и защитой от непогоды. Они могут стать местом проведения досуга, достопримечательностью, особенно в холодное время. Так как переходы будут в оживленных местах города, то желающих самостоятельно их построить и обслуживать будет немало. Кроме того, они помогут уменьшить количество пешеходов во многих проблемных местах, повысят безопасность и пропускную способность дорог. Помимо этих предложений есть много других, которые при заинтересованности и необходимости представлю.

Loading...
Жанар Муканова -  четверг, 16 сентября в 12:46
Вода – стратегический ресурс
Жанар Муканова -  понедельник, 13 сентября в 07:18
Суд по делу об «Астана LRT» не установил хищение бюджетных средств
Жанар Муканова -  понедельник, 13 сентября в 03:39
Быть АЭС или не быть – вот в чем вопрос

19 сентября, воскресенье