Дело о хищениях денег при реализации проекта «Новая транспортная система города Астана» началось с того, что ТОО «Астана LRT» боялось обанкротиться. Об этом суду рассказала в суде, где продолжается апелляция по уголовному делу об «Астана LRT», жена подсудимого Улугбека Ачилова, сообщает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
Улугбек Ачилов был руководителем компании «Нур-Трейд», которая работала в консорциуме с французской SYSTRA над проектами ЛРТ, БРТ, ИТС. Ему вменяют пособничество в хищении 5 млрд тенге. По версии следствия, он помогал воровать деньги, завышая цены на стоимость услуг консультантов по управлению проектами.
В ноябре 2017 года французская компания SYSTRA (консультант по управлению проекта, разрабатывали проект) подала иск на ТОО «Астана LRT» с требованием выплатить ей «316 436 175 тенге, из них неустойки 57 832 164 тенге и 222 940 369 тенге в качестве убытков, понесенных вследствие курсовой разницы».
Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Знают ли иностранные компании, в чем их обвиняют?
Иностранцы сообщали суду, что ТОО «Астана LRT» имеет задолженности по оплате за фактически выполненные работы. Казахстанская компания наличие таких работ и неоплаченных актов отрицала. В итоге суды (первой и второй инстанции) иск французов не удовлетворили. А решения судей вошли в текст обвинительного акта по делу об «Астана LRT» в качестве доказательства, что подрядчики недобросовестно исполняли свою работу.
Тем не менее временно исполняющая обязанности председателя правления ТОО «Астана LRT» Жанна Акжанова, выступая в суде первой инстанции, сообщила, что подала обращение о привлечении к уголовной ответственности «руководителя товарищества (Талгата Ардана) и членов консорциума, «так как существует угроза (покушение) нанесения материального ущерба товариществу». Причина — гражданский иск от компании SYSTRA в адрес ТОО «Астана LRT».
«Все началось с заявления Акжановой в августе 2018 года, когда начались запросы по задолженности SYSTRA к ТОО «Астана LRT». В августе SYSTRA подает в суд, а в октябре Акжанова пишет во все инстанции (ДГД, СЭР, антикоррупционное ведомство). Ее муж, сотрудник антикора, ей в этом активно помогает. В суде она говорит, что инициирует заявление только для того, чтобы приостановить судебный процесс над SYSTRA. Потому что, если бы все подрядчики обратились в суд, то ТОО «Астана LRT» обанкротилось бы. Им было выгоднее сказать, что работы не были выполнены, и всех посадить, чем оплачивать свои долги. И теперь мы имеем иск о взыскании с cеми человек 5,8 млрд тенге — это сумма, которую они за всю жизнь все вместе никогда не погасят. Сроки, полученные ими по приговору суда первой инстанции, составляют от 7 до 10 лет», — сказала во время своей речи жена Ачилова Роза Дюсебаева.
Читайте также: Жена подозреваемого по делу об «Астана LRT»: Антикор сдержал свое обещание состряпать дело
К слову, в 2017 году Жанна Акжанова требовала, чтобы 208 млн долларов, взятые взаймы у китайцев на строительство ЛРТ, были выведены из Астана Банка. Но все деньги остались лежать на депозите и в итоге исчезли вместе с банком. 26 ноября 2018 года банк был ликвидирован. Но уголовное дело по этому поводу возбуждено не было.
Напомним, основные подрядчики ТОО «Астана LRT» по проекту — иностранные компании. Именно им перечислялись деньги за работу по проектированию и подготовке документации. Поступившие средства распределяли между консорциумами (в каждый консорциум входили казахстанские компании). В обвинительном акте руководители этих компаний до последнего были указаны как основные пособники Султанбекова и Ардана (экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан — прим. редакции).
Но за два дня до вынесения приговора прокурор изменил обвинительный акт, сообщив, что не имеет претензий к иностранным компаниям. Но в приговоре суда роль иностранных компаний не изменилась. А значит теперь они, не высказав свою позицию по делу и даже не будучи подозреваемыми (дело на них не заводилось), сразу стали виновными.
«Вне всякого сомнения, прояснить ситуацию в данном деле могли бы иностранные участники проекта, представленные действующими физическими лицами, гражданами Испании и Франции. В обвинительном акте и приговоре нет никакой информации, связанной с их отношением к событию, тем более что иностранные компании, входившие в консорциумы, получили львиную долю бюджетных средств от участия в том или ином формате реализации проекта (от 70 до 99 % всех перечисленных средств). Между тем в данном уголовном деле иностранцы представлены как активные соучастники хищения казахстанских бюджетных средств.
Таким образом, ключевые фигуранты уголовного дела остались вне поля зрения национального правосудия, и тем самым их отсутствие в уголовном процессе ставит под сомнение правомерность результатов всего расследования и судебного разбирательства по уголовному делу, а также подтверждает доводы защиты о незаконности приговора», — высказала свою позицию в суде адвокат Хамида Айткалиева.
О незаконности приговора, по мнению жены Ачилова, говорит и тот факт, что суд исказил показания ряда свидетелей: «Их слова были выдернуты из контекста, а общий смысл искажен для формирования обвинительных доводов суда». Кроме того, в основу приговора были положены не оглашенные в суде показания.
Так, например, в приговоре указано, что один из субподрядчиков (подсудимый), Тимур Касабаев (директор подрядной организации, обвиняют в завышении стоимости разработки ПСД — прим. редакции), частично признал свою вину. Однако в суде он давал пояснение, что дал признательные показания лишь потому, что следствие угрожало завести уголовное дело на его родственников, да и признался в обналичивании уже заработанных денег, чтобы не платить налоги.
Читайте также: «Астана LRT» осталась должна субподрядной организации 51 млн тенге
В суде он даже пояснил, зачем это делал. Оказалось, что ТОО «Астана LRT» месяцами задерживало оплату за выполненные работы (в суде подтвердилось, что он выполнил 100% всех работ). Но в итоге Касабаев остался должен государству за невыплаченные налоги, своим сотрудникам, возместить ущерб ТОО «Астана LRT» по приговору суда.
«На нас повесили 5,8 млрд тенге. Как? Почему их повесили на нас? Откуда мы их возьмем? Что продавать теперь — органы или что? До конца жизни расплачиваться? Как жить дальше, когда просто взяли и деньги, которые своровал кто-то другой, повесили на нас.
Токаев дал указание разобраться, он сказал «посадить виновных». Он не говорил посадить кого-то, чтобы все успокоились. Он сказал «посадить виновных», но сделано было как всегда. Может, я что-то лишнее говорю, но за два года накипело. Я прошу вас, поступите по чести и совести. Я знаю, у вас опыт большой, вы много лет сидите в этих креслах и слушаете истории жизней людей. Но, пожалуйста, отнеситесь по-человечески. Я не прошу вас оправдать. Я прошу вас вынести справедливый приговор», — обратилась к суду супруга Касабаева Айнур Дальденбаева.
Благодаря сотрудничеству с ТОО «Астана LRT» финансовое положение семьи Касабаева стало настолько плачевным, что супруга не может позволить поездки к мужу в СИЗО, передачу ему еды и одежды. Последнее, что осталось у семьи, — машина, на которой Дальденбаева возит двух несовершеннолетних дочек. Но и это у нее заберут по приговору суда первой инстанции.
28 мая 2021 года в Нур-Султане вынесли приговор: фигурантов дела приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 млрд тенге.
Еще два фигуранта дела — экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан — находятся в международном розыске.
24 августа состоялось первое заседание апелляционной инстанции.
Все материалы Татьяны Мозговых о ходе судебного разбирательства читайте здесь.