КСК или ОСИ? Этот выбор оказался сложным не только для жильцов многоквартирных домов, но и для самих законодателей. Сенаторы предлагают отложить обязательный переход от КСК на ОСИ еще на один год. Какие проблемы возникают при данном выборе и что об этом думают жильцы и юристы, расскажет колумнист ИА «NewTimes.kz» Ботагоз Макишева.
Поправки в законодательство по вопросам ЖКХ вступили в силу еще в начале 2020 года, но до сих пор не могут завоевать полное доверие собственников квартир. Ведь новшества принимались именно для того, чтобы облегчить жизнь жильцов и сделать прозрачными все финансовые обороты в сфере обслуживания дома. Как оказалось на практике, не так уж и легко избавиться от КСК.
Обязательный переход от КСК на ОСИ уже не в первый раз и не первый год откладывается в долгий ящик. Это лишний раз доказывает несовершенство законодательства в части создания и организации работы ОСИ.
Столичная афера по созданию ОСИ
Нешуточный скандал разразился в одном из столичных ЖК. Жильцы одного из домов на левом берегу еще в феврале перешли на новую форму управления. Недовольные работой действующей сервисной компании собственники в порыве эмоции решили создать ОСИ и поспешно выбрали председателя.
«Да, мы были недовольны работой нашей сервисной компании. Были шершавые моменты в их деятельности. Конечно, не скрою, им достался целый букет нерешенных проблем от застройщика. По мере возможности они пыталась решить их, но не всем жильцам это нравилось. Зимой мы решили создать ОСИ, и один из жильцов предложил кандидатуру молодого парня, который якобы работал в крупной строительной компании, дипломированный. И все, кто присутствовал на собрании, с надеждой избавиться от насущных проблем поддержали его кандидатуру. К несчастью, с созданием ОСИ проблемы не решились, а усугубились», — рассказывает о горьком опыте перехода от КСК на ОСИ жилец дома Жулдыз.
Когда собирали подписи для создания ОСИ, в опросном листе отсутствовало имя председателя. Но желавшие перемен жильцы не стали делать на этом особый акцент и дружно собрали нужные голоса.
Как выяснилось позже, новый председатель не проживал в данном доме, хоть и являлся постфактум собственником. От его имени действовали третьи лица. Они провели опрос поквартирно и приняли все полагающиеся отчетные документации от обслуживающей сервисной компании.
«В моей квартире случилось ЧП, и нужны были записи с видеокамер в подъезде. Позвонила руководителю бывшего КСК, она дала номер нового председателя. А он в свою очередь скинул мне номер какого-то «дяди Амана» и не отвечал на звонки. Потом я начала писать ему, чтобы он решил мой вопрос, на что он ответил: «Платите мне зарплату 400 тыс тенге, чтобы по каждому вопросу я вам отвечал». Потом меня заблокировал. Позже в чате жильцов оказались номера и «дяди Амана», и председателя, где голоса были одинаковые», — недоумевает жилец дома Эльвира.
Позже председатель ОСИ подал в суд на руководителя сервисной компании с требованием предоставить все правоустанавливающие документы на дом, первичный бухгалтерский отчет и дебиторскую задолженность. Но в суде самого председателя ОСИ не было, а присутствовал некий Амангельды.
«От меня дом сам председатель не принимал, принимал его якобы юрист или представитель Амангельды. Уведомил, что 25 января создали ОСИ и будут работать с 1 февраля. Но первые 10 дней мы ждали, никого не было. 10 февраля по телефону связались и потребовали передать дом. Назначаем дату передачи, самого председателя нет, приходит некий Амангельды без каких-либо правоустанавливающих документов и доверенности. Но мне пришлось передать управление, так как уже было уведомление о создании ОСИ», — рассказала руководитель сервисной компании, которая обслуживала данный дом до создания ОСИ.
Позже на нее подают в суд, чтобы она предоставила отчет о дебиторской задолженности. Сумма немалая — 500 тыс тенге. На все судебные заседания председатель ОСИ так и не явился.
«Десять раз проходило судебное заседание, и на всех заседаниях отсутствовал председатель ОСИ, но ходил этот Амангельды. И суд каждый раз его выгонял из зала суда, так как у него отсутствовали документы на какие-либо полномочия», — отметила глава сервисной компании.
В ходе разбирательства выяснилось, что этот же Амангельды был сантехником, дворником, охранником и руководил техперсоналом. После создания ОСИ он же разрывает договор с действующей лифтовой компанией, выдвигая свои условия.
«В мае приходит квитанция из ЕРЦ, где фигурирует название другой лифтовой компании — «Лифт НС». Ранее нас обслуживала компания «Лифт Трэвел». Соответственно, возникает вопрос: почему другая компания предоставляет мне счет? Звоню в старую компанию. По рассказу руководителя «Лифт Трэвел», ему по Whats App от имени председателя ОСИ скинули письмо о расторжении договора. Когда компания направила на переговоры своего сотрудника, чтобы выяснить причину расторжения, представитель председателя ОСИ по имени Амангельды выдвинул свои условия: «Если хотите остаться, платите 500 тыс тенге». Соответственно, данная компания отказывается давать взятку, и ОСИ без ведома жителей меняет лифтовую компанию», — рассказала жилец ЖК.
После шума собственники квартир проводят очередное собрание, где снимают с должности невидимого председателя и голосуют за новых претендентов. И тут же некий мужчина с пламенной речью предлагает нового кандидата, более взрослого и опытного. Как ни странно, этот кандидат пришел на собрание с заранее подготовленным резюме. Но тут же его разоблачают в сговоре с тем таинственным Амангельды.
После горького опыта жильцы ЖК более ответственно подходят к вопросу о создании ОСИ и намерены подать в суд на бывшего председателя с его незаконным представителем Амангельды.
Для ОСИ не нужен председатель!
Как говорит руководитель сервисной компании «Дина и К», нужно создавать ОСИ без председателя и бухгалтера. Так как эти вакансии нагружают жильцов дополнительными расходами. По ее мнению, для управления домом хватает и ревизионной комиссии из числа реальных собственников, что не требует затрат на их заработную плату и налог.
«Создавать ОСИ выгодно в крупных жилых комплексах, которые состоят из нескольких домов. А в мелких домах, где 70 или 80 квартир, содержать ОСИ невыгодно, так как жильцы не хотят, чтобы поднимали тариф. Они платят мало, но требуют очень многого. Поэтому с их требованиями неподготовленный человек может не выдержать. Но если нашелся такой, за его труд нужно платить. А это дополнительная затрата, которая ляжет сверх тарифа», — считает директор ТОО «Дина и К» Зинаргуль Байгожина.
По ее мнению, ОСИ должна руководить ревизионная комиссия, или, как раньше называли, совет дома, которые бы контролировали качество работ нанимаемых сервисных компаний и проверяли бы каждый квартал или полгода финансовые расходы на содержание дома.
«Так же как и с КСК, председатели могут превратить ОСИ в коррумпированную среду. За свои 14 лет опыта ни разу еще не видела ни одного ответственного и добропорядочного председателя. На эту должность приходят в основном в корыстных целях», — говорит руководитель сервисной компании.
Как предлагает специалист, 30% из поступивших денег нужно отложить на сберегательный счет для будущих ремонтных работ или других дополнительных нужд дома, а 70% выделить за наем сервисной компании. Деньги из фонда будут расходоваться по решению той же ревизионной комиссии. Тогда собранные деньги не будут уходить в одни руки, будет чистота и прозрачность в расходовании общего бюджета.
Сколько людей, столько и мнений
Сами же жильцы не спешат самоорганизовываться и брать ответственность в свои руки. Многие сходятся на мысли, что разница между КСК и ОСИ только в цене.
«В доме моего друга создали ОСИ. Ничего не изменилось. И председатель тот же, и сервисная компания та же. Только цену за услугу подняли с 80 тенге за квадрат до 100 тенге. Поэтому какой смысл убирать КСК?» — поделилась мнением жилец одного из столичных жилых комплексов Айнур.
Другой собственник квартиры считает, что созданием ОСИ государство пытается снять с себя ответственность за некачественную постройку.
«Штампуют дома с огромными нарушениями и принимают в эксплуатацию. Некачественные канализационные отводы, неработающая пожарная сигнализация, слабая мощность насосов и теплообменников, некачественные и опасные для жизни лифты, камеры наружного наблюдения с низкой гарантией и т.д. Теперь пытаются тихо с себя снять ответственность и повесить на самих жителей. Сами различными штрафами кошмарят строительные компании. А дефекты должны устранять сами жители за собственные средства», — считает житель столицы Рысты.
Также, по ее мнению, сберегательный счет ОСИ выгоден не для самих жильцов, а для банков, в которых будет лежать очень круглая сумма, и дивиденды от них вряд ли дойдут до нужд собственников.
Не хотят ОСИ, но жалуются на КСК
По мнению правозащитника Габита Умирбекова, переход на новые формы управления осуществляется медленно, большинство собственников не хочет что-то сделать для изменений, хотя и недовольно своим председателем КСК.
«Из моей судебной практики по тяжбам с КСК могу отметить, что это долгие судебные споры. Суды зачастую оставляют иск без рассмотрения, ссылаясь на то, что необходимо вначале провести общее собрание собственников, на котором должны обсудить действия председателя КСК. Если председатель продолжает нарушать их права, можно обратиться в суд с иском. Но, чтобы организовать внеочередное собрание жильцов, их необходимо уведомить за 10 календарных дней. Если не набрался кворум для голосования, в течение месяца провести письменный поквартирный опрос. Все это долго, и многие собственники терпят все нарушения председателей», — рассказывает генеральный директор юридической компании Габит Умирбеков.
По его словам, если дом выберет форму управления ОСИ, намного легче будет проводить собрания, да и движение денежных средств будет намного прозрачнее. Единственный минус — повышение стоимости расходов на содержание дома, так как в них входит оплата председателю ОСИ (хотя бы минимальный уровень — 60 тыс тенге), оплата услуг бухгалтеру и оплата услуг сервисной компании по содержанию дома.
«Кроме того, исходя из судебной практики, переходу к новой форме управления препятствуют и председатели КСК, не желающие просто так уходить с мест. Они не передают документацию новым председателям ОСИ, не передают остатки денежных средств на счетах и т. д. Но в последнее время управление жилищной политики старается пресекать такие факты и реагирует на жалобы», — резюмировал юрист.