суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

Кто виноват в трагедии с автобусом в Шымкенте – водитель или чиновники?

Пять человек погибло под колесами автобуса в Шымкенте. Машина в момент наезда на пешеходов была пуста. О том, как и почему городской транспорт стал опасен для жизни, поразмышлял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото: otyrar.kz
Фото: otyrar.kz

Вечер минувшей субботы, 8 апреля, пересечение улиц Байтерекова и Назарбекова. Пустой неуправляемый автобус компании Shymkent bus сбивает шесть человек, стоявших на тротуаре. Вырвавшаяся на свободу машина как будто специально объехала два фонарных столба, стоявших на ее пути и снесла людей. Трое скончались на месте, двое — в больнице. Шестая пострадавшая, которой всего 18 лет, с тяжелыми травмами госпитализирована в отделение нейрохирургии городской клинической больницы.

По словам свидетелей ДТП и данным видеорегистраторов проезжавших мимо автомашин и камер наблюдения, водитель оставил автобус на спуске и ушел. Нескольких секунд хватило, чтобы тяжелая машина покатилась вниз и, снеся по дороге людей, застряла на газоне. Почему случилось именно так, пусть гадают любители фантастики. Чем думал водитель, оставивший машину на уклоне дороги и, как выяснилось уже при первом осмотре места происшествия, не включивший стояночный тормоз, пусть разбираются полицейские.

Уголовное дело возбуждено по статье УК РК «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Водитель в ИВС. Ему грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.

На экстренном брифинге в управлении автотранспорта и автодорог Шымкента представители ведомства, которое по положению обязано следить за порядком в сфере общественного транспорта города, не моргнув глазом поведали, что виноват в происшедшем исключительно водитель, оставивший автобус в неустойчивом положении. При этом машина была технически исправна. Последнее вызывает серьезные сомнения. Зная, как проверяются автобусы (и водители) перед выходом на линию, утверждать это столь категорично не стоило бы. Назначены экспертизы, которые дежурную версию чиновников, отвечающих за городской транспорт, подтвердят либо серьезно скорректируют.

Трагедия произошла на фоне неуклонно усиливающейся борьбы за безопасность на улицах города. Правда, борьбы очень своеобразной, концептуальной, под общим девизом: «Больше камер, хороших и разных».

3 апреля в МВД РК с представителями верховного суда, генеральной прокуратуры, министерств индустрии и инфраструктурного развития, культуры и спорта и ассоциации охранных организаций обсуждали проект концепции обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом.

«Обозначена необходимость увеличения камер видеонаблюдения, установки уличного освещения в регионах, а также усиления мер безопасности в местах отдыха населения. В целом участниками совещания отмечена важность выработки совместных мер в рамках разрабатываемой концепции», — суммировали обсуждения на этой встрече.

5 апреля в шымкентской школе №130 инспектор Каратауского районного отделения полиции (в этом районе произошло ДТП — прим.) провел профилактический урок «Безопасность детей на дорогах». Такие уроки, по словам правоохранителей, должны надежно закрепить знания ПДД у школьников. Наверное, так оно и происходит. Жаль, что с большими дядями — водителями городских автобусов и, главное, с начальством транспортных компаний уроки почему-то не проводят.

Руководство управления автотранспорта и автодорог Шымкента пообещало ужесточить требования к транспортным компаниям, занятым пассажирскими перевозками. Что мешало сделать это до сих пор, не сообщается. Руководителям автобусных парков поручили провести переаттестацию водителей автобусов. Именно так: переаттестацию. Как это будет происходить в реальности и какую аттестацию должны проходить водители, чиновники не конкретизировали. Видимо, еще не придумали.

Несколько месяцев назад в Шымкенте как вид ликвидировали кондукторов городских автобусов. Странная идея, смысл которой чиновники так и не смогли внятно донести до ошалевшего от инноваций населения, активно продвигалась именно управлением автотранспорта и автодорог. Утверждалось, что это делается исключительно в интересах пассажиров (интересно, каким образом?) и еще позволит платить водителям больше. Результаты оказались вполне предсказуемыми.

«Если невозможно обеспечить нормальную и бесперебойную работу валидаторов, которые часто тупо не работают, то надо возвращать систему кассиров-помогаек, — говорит житель Шымкента Владимир Жаринов. — Зачем превращать пассажиров в подопытных кроликов? Особенно в часы пик. Создали для всего города проблему на ровном месте. Просьба не ссылаться на отличную работу интернета, цифровой Казахстан, увеличение финансовых поступлений и приобщение шымкентцев к благам цивилизации. Главными должны быть удобство и комфортность граждан, желательно при этой жизни».

Помимо того что без работы разом осталось несколько сотен человек, резко выросла нагрузка на водителей. Валидаторы в шымкентских автобусах по сложившейся традиции работают через один, а варианты с оплатой СМС или через QR-код и того хуже. Водители теперь должны, кроме управления автобусом, еще и принимать деньги от пассажиров.

Стандартный термин «обилечивать» к Шымкенту не подходит. Билеты и раньше выдавались кондукторами только по особому и очень настойчивому требованию. С большим неудовольствием. Так что желающих быть облитыми публичным презрением: «Стольника жалко, да?» находилось ничтожно мало.

Возложив на водителей посторонние функции, отвлекающие их от работы, про оплату этих функций как-то быстро забыли.

«Заработок остался прежним, — рассказал водитель, назвавшийся Жанабаем. — Зато выручка автопарка действительно выросла почти на 50%. Уставать стал больше и быстрее. За дорогой следи, да еще с пассажирами рассчитывайся. В напряженном городском транспортном потоке совмещать это трудно».

Если вообще возможно. По версии, озвученной на брифинге, водитель злополучного автобуса на конечной остановке отлучился по нужде. Стоит вспомнить, что разговоры в Шымкенте об оборудовании конечных остановок минимальными удобствами для водителей ведутся уже лет десять, если не больше. Проблема обустроить хотя бы туалеты и душевые для акимата города остается неразрешимой. Точнее, для чиновников от пассажирского транспорта ее просто не существует. Водители и до недавнего времени кондукторы (в основном женщины) выходили из положения как могли, в том числе с помощью зеленых насаждений.

Проделанной «работой» и, следовательно, ее реальным результатом руководители управления довольны.

«Именно благодаря изменениям в системе пассажирского транспорта и изменениям по отмене кондукторов мы смогли добиться того, что автобусы перестали устраивать «байгу», — поделился достижениями ведомства его руководитель Мухтар Коканбаев. — Мы считаем, что вчерашняя трагедия — это человеческий фактор. Вопрос о возвращении кондукторов не стоит».

Непробиваемый оптимизм человека на государственной службе не то что ДТП с пятью трупами — девятибалльное землетрясение не поколеблет. Хотя то, что он романтично называет «байгой», — грубейшие и систематические нарушения водителями городских автобусов ПДД в особо циничной форме, давно стало визитной карточкой Шымкента. Судя по реакции городских властей, нет ни малейшей надежды на то, что на городском транспорте наведут порядок уже при этой жизни.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 2
Забавно 15
Сочувствую 0
Возмутительно 1