Казахстанские топы даже в дорогих нарядах не всегда умеют выглядеть стильно, говорят имиджмейкеры. Лук «серой мышки» на политическом подиуме по-прежнему не теряет актуальности, передает телеканал «Астана».
Строго ограничить чиновников в покупке роскошных костюмов, часов, смартфонов и турпутевок намерены в Антикоррупционной службе. Сейчас дорабатывают нормы, где подробно пропишут, сколько максимум должны стоить личные вещи госслужащего.
Пятьдесят оттенков серого — это про внешний вид чиновников. Этический кодекс госслужащего велит всем видом «способствовать укреплению авторитета государственного аппарата». Правда, в документе ничего не написано про однотипные фасоны и однотонные галстуки.
«Государственные служащие — это люди, которые рождаются уже в пиджаке. Помимо дисциплины помимо всего прочего должен быть скромным. То есть он не должен показывать роскошь и учитывать положение, ситуацию в стране. Он не должен покупать очень дорогие костюмы. Есть порог по аксессуарам, по сумме машины», — говорит руководитель республиканского проектного офиса «Адалдық алаңы» Мирас Каргабай.
Поэтому в Нацбюро подробно расписали допустимые максимумы на покупку одежды, гаджетов, авто и даже турпутевок для госслужащих. Документ проходит процедуры согласования, цифры намерены озвучить к зиме. В Кабмине от такой инициативы не в восторге.
«Я думаю, что ценообразование на вот эти вот личные вещи, нууу, это… некорректно. Наверное», — говорит министр индустрии инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов.
Министр индустрии инфраструктурного развития рассказал, что у него в гардеробе пять костюмов от отечественных производителей. Самый дешевый — 25 тысяч тенге. А вот смешивать политику и моду — нам не к лицу, считает Атамкулов.
«За рубежом это считается нормой. Это же предвыборные процессы. Все время конкуренция. Смотря как выделяться — умом или экстравагантностью. Я считаю, что чиновник должен быть скромен», — говорит Атамкулов.
Скромность — это, например, не про мэра Тбилиси. Каха Каладзе надевает на фигуру футболиста зауженные пиджаки то в клетку, то в линейку. С узким галстуком или с ярким нагрудным платком. Градоначальника, правда, иногда обвиняют в популизме, но это уже другая история. Или премьер-министр Канады Джастин Трюдо, которого весь мир знает за его «носочную дипломатию». Эта деталь одежды у него всегда с тайным смыслом. Чего себе не позволяет Трюдо — так это короткие носки. Они всегда были и останутся дурным тоном в деловом стиле, отмечает стилист Ольга Крюкова.
«У нас в стране таких смелых выходов, выходок даже нет. У нас немножечко политика другая. Боятся выделяться, чтобы не привлечь к себе внимание. Я бы сказала, на сегодня это серые мышки», — говорит стилист-имиджмейкер Ольга Крюкова.
Виноваты отечественные дизайнеры, считает имиджмейкер. Госслужащим рекомендовано носить костюмы made in kz, а производители пока не готовы быть законодателями моды.
«В Казахстане, наконец-то, появляются компании, которые производят и рубашки, и костюмы. Но хотелось бы, чтобы наши дизайнеры больше привносили какой-то тренд», — говорит Ольга Крюкова.
А в агентстве по делам государственной службы с трендами, да и вообще, советуют быть поаккуратней. Чиновникам не положено носить яркие, кричащие, пестрые цвета. Глава ведомства Анар Жаилганова подчеркнула, что короткие носки, оторванные, болтающиеся пуговицы, плохо завязанный галстук и нечищеная обувь — проявление неряшливости.
Но, как выяснилось можно быть следователем и следовать моде. В агентстве по противодействию коррупции ввели Casual Friday. По пятницам строгую черную форму сотрудники меняют на твидовые пиджаки, рубашки с принтом, джинсы классического кроя, допускаются украшения. Но, опять же — никакой роскоши.
«Это сделано для того, чтобы наши сотрудники с учетом их напряженного графика работы, экстремальных нагрузок, сами пони маете специфику работы антикоррупционной службы, могли хотя бы пятницу почувствовать элемент расслабления. Прежде всего, это забота о своих же коллегах», — говорит руководитель департамента кадровой работы агентства РК по противодействию коррупцию Нурлан Жаксымбетов.
В агентстве первыми в республики апробируют концепцию благополучия на рабочих местах. Если эксперимент с ослаблением дресс-кода будет успешным, его рекомендуют в министерства и акиматы.