суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-2oC
Астана:
icon
-6oC
×

«Лучше продать на запчасти»: Что делать казахстанским водителям авто с иностранными номерами

С начала 2020 года в Казахстане активно обсуждается вопрос регистрации иностранных машин. В министерстве внутренних дел призвали казахстанцев поставить на учет автомобили с армянскими и кыргызскими номерами, но не все водители согласились с такими изменениями — они вышли отстаивать свое мнение на улицы города. Редакция ИА «NewTimes.kz» приводит обзор сложившейся в стране ситуации в связи с необходимостью регистрации зарубежных авто.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Для начала восстановим хронологию событий.

14 января издание kolesa.kz опубликовало новость под названием «Армянские, российские и кыргызские автомобили, находящиеся в стране больше года, вне закона». В материале говорится, что полицейские все-таки нашли нормы, регламентирующие передвижение казахстанцев на машинах с иностранными номерами, и уже в ближайшее время автомобили нарушителей начнут выдворять из страны. Эта информация быстро распространилась в социальных сетях и СМИ.

На следующий день заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев в беседе с журналистами сообщил, что ограничения не касаются российских машин. Затем начальник управления комитета административной полиции Юрий Козлов поправил своего шефа и подчеркнул, что требования распространяются на все транспортные средства независимо от того, ввезены ли они из Армении или России. Поэтому владельцы машин с российскими номерами также должны пройти регистрацию.

При отсутствии регистрации в Казахстане автовладельцам грозит штраф в размере 10 МРП и водворение авто на спецплощадку для временного хранения до устранения причин задержания.

МВД запустило прямую линию для разъяснения вопросов по регистрации автотранспорта. Однако казахстанцы жаловались на сбои в работе call-центра. При написании материала журналист ИА «NewTimes.kz» также не мог дозвониться до операторов около десяти минут.

По статистике МВД, на сегодня в республику ввезено более 170 тысяч армянских, кыргызских, белорусских и российских автомобилей. Проблема регистрации иностранных машин в обществе поднималась неоднократно. 

Процедуру усложняет еще тот факт, что праворульные машины и транспорт, не соответствующий техническому регламенту Таможенного союза, не подлежат регистрации в Казахстане. У большинства ввезенных из Армении и Кыргызстана автомобилей руль расположен именно с правой стороны.

«Это проблема довольно старая. Ситуация с транспортом с иностранными номерами возникла не вчера, а еще 10 лет назад, когда первая волна кыргызских автомобилей начала завозиться в Казахстан. Сейчас в МВД решили навести порядок. Этой ситуацией за все годы воспользовались сотни тысяч автомобилистов, которые ввезли автомобили без должного оформления. Поэтому сейчас и возник этот конфликт», — рассказал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

В нескольких городах уже прошли митинги и демонстрации с участием автовладельцев, которые решили отстоять свои интересы. Стоит отметить, что большинство акций протестов проведены в западных регионах, жители которых чаще всего ввозят в страну иностранные авто. Водители уверяют, что не знали ни о какой обязательной регистрации.

«Нельзя так делать — все и сразу. Властям нужно было какую-то временную регистрацию сделать, ну невозможно будет зарегистрировать законно автомобиль в Казахстане. Это бешеные деньги. За свою машину я отдал четыре миллиона тенге, если я решусь ее узаконить, заплачу такую же сумму, если не больше», — приводит издание Lada.kz слова собравшихся на митинге актауцев.

Автоюрист Данияр Байгабатов заметил, что государство должно было активно информировать граждан, чтобы избежать подобных конфликтных ситуаций: в предыдущие годы тема хоть и была актуальна, но активно обсуждается в СМИ только сейчас. При этом юрист поддерживает действия министерства внутренних дел: из-за отсутствия необходимой информации в базе данных МВД на транспорт с иностранной регистрацией не всегда возможно оперативно привлечь нарушителей ПДД к ответственности.

«Сталкиваюсь на практике именно с ДТП с иностранными номерами. Бывают такие ситуации, когда люди намеренно покупают, чтобы уклониться от ответственности по возмещению ущерба. Их практически невозможно привлечь к ответственности. Например, судебные исполнители не могут арестовать транспорт при ДТП», — пояснил Байгабатов.  

Нарушения с участием таких машин ежегодно растут. Если в 2018 году совершено 42 тысячи нарушений, то годом позже — более 90 тысяч.

Издание Ratel.kz поговорило с юристом компании «ДТП-юрист» Анной Данилиной, которая также обратила внимание на участившиеся случаи нарушений правил движения водителями автомобилей с иностранными номерами. Спикер заметила, что граждане пересекали границу Казахстана на машинах с иностранными номерами, заполнив при въезде временные карточки, но бумаги всегда заполнялись на собственника транспорта, то есть на человека, на имя которого выдан техпаспорт или оформлена доверенность.

«И официально к нам въезжали те же кыргызы, армяне, россияне — все с кыргызскими, армянскими или российскими паспортами. Это законно. А уже дальше ездили на этих автомобилях наши граждане по доверенности, что тоже вполне было законно. Но вот когда пошло большое количество нарушений правил дорожного движения, то, естественно, возник вопрос: что делать? По факту данные транспортные средства физически на наших гражданах не числятся, а правила ПДД они нарушают, не думая о том, что произойдет с другими людьми, например, пешеходами или автомобилистами», — поделилась своими наблюдениями Данилина.

С 2016 года в Казахстане взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз автомобиля в страну. В зависимости от объема двигателя и типа автомобиля он составляет от 1 тысячи до 14 тысяч долларов. То есть некоторым автовладельцам, помимо растаможки, дополнительно придется раскошелиться на 5 миллионов тенге. Sputnik-Kazakhstan собрал информацию, как рассчитать размер сбора и кто ее должен платить.

Водители говорят, что в связи с последними событиями кыргызстанцы и армяне не покупают у казахстанцев машину за реальную цену и предлагают за транспорт вдвое меньше. Поэтому самый оптимальный выход из ситуации для наших сограждан — продать автомобиль на запчасти.  

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: