пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
13oC
1xadv
×

Казахстанские депутаты развяжут руки судьям

Что-то заставило волноваться председателя судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК Мейрамбека Таймерденова в среду, 26 февраля, перед выступлением в мажилисе. Утром за трибуной в зале пленарных заседаний он сначала поприветствовал депутатов, а потом хотел сказать: «Представляю вашему вниманию законопроект о поправках в гражданский кодекс по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур». Но вместо «назарларыңызға» (вашему вниманию) у него выходило «наразылығыңызға» (вашему протесту), пишет автор ИА «NewTimes.kz». 

Фото автора
Фото автора

Как Таймерденов ни старался выговорить то, что хотел, а слово, означающее протест, от него не отставало. И он перестал стараться. Следующие абзацы полились из его уст складно, без единой запинки.

«Самый главный упрек в отношении судов и главная критика — почему судья при рассмотрении дела не углубляется в детали, не изучает другие обстоятельства, удовлетворяется лишь представленными доказательствами? Причина в том, что, согласно гражданско-процессуального кодексу, судья не должен выходить за рамки искового заявления. Он должен рассматривать только то, что истребовали стороны, и принимать решение только в данном русле. Судья не вправе самостоятельно выяснять другие обстоятельства, запрашивать иные доказательства. (...) Одним словом, судьи связаны по рукам и ногам», — жаловался Таймерденов парламентариям. 

Из его выступления все поняли, что новый законопроект обещает судьям невероятную свободу и навсегда избавит их от соблюдения принципа нейтральности. Так, они будут вправе самостоятельно собирать и исследовать доказательства, давать доказательствам оценку, обсуждать со сторонами обстоятельства дела, уточнять правовые позиции и доводы сторон. 

Если верить Таймерденову, такие судьи работают во многих развитых странах. В каких именно, спикер не уточнил. 

Депутат Арман Кожахметов сразу же подумал, что новые права могут развязать руки (а может быть, и ноги) не только добропорядочным судьям, но и коррупционерам, желающим помогать одной из сторон процесса.

«Я абсолютно хочу вас заверить, что судьи готовы к этому. Этот законопроект уже год практически обсуждается среди судебного сообщества, правоохранительных органов»,  ответил Таймерденов на опасения Кожахметова. 

В верховном суде спешат расширить практику дистанционного участия в судебных процессах. Некоторым парламентариям показалась преждевременной статья о предоставлении судье права проводить заседание в порядке заочного производства без составления протокола

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Стопроцентная цифровизация судов обойдется госбюджету в 2,5 млрд тенге. То, что интернет сейчас есть далеко не во всех селах, верховный суд не останавливает. Авторы законопроекта надеются, что к 2023 году всемирная паутина охватит весь Казахстан. 

Трагизма этому обсуждению добавил депутат Артур Платонов. Он читал свой вопрос загробным голосом, не выходя из образа ведущего воскресной передачи. 

«Гражданско-процессуальный кодекс предусматривает урегулирование споров в порядке партисипативной процедуры, то есть проведение переговоров между сторонами при содействии адвокатов обеих сторон, произнес Платонов с безразличным видом.  Теперь же законопроект предоставляет право проведения этой процедуры юридическим консультантам. В 2019 году из 70 тысяч гражданских дел лишь 13 закончены в рамках партисипативной процедуры. Каковы прогнозы?»

«Айнаш Рахымова, председатель коллегии адвокатов, пожалуйста»,  сразу дал слово спикер Нурлан Нигматулин. 

«Спасибо, я не председатель, я исполнительный директор республиканской коллегии адвокатов», поправила Нигматулина сидящая в конце зала Айнаш Рахымова. 

Это спикеру не понравилось.

«Кудай каласа, будете, значит»,  ответил Нигматулин, не скрывая сарказма, и зал тут же поддержал его услужливым смехом. 

«По поводу того, что адвокаты не так часто используют партисипативную процедуру... Это же зависит от соглашения сторон. Если сторона не согласна на партисипативную процедуру, то адвокат не вправе настаивать, отвечала Айнаш Рахымова.  Но в любом случае, поскольку верховный суд и мы заинтересованы в том, чтобы люди меньше обращались в суды, в этом году заключили меморандумы с Академией правосудия, институтом законодательства и международными сообществами, где такие тренинги проводятся, и хотим активизировать в этом году адвокатов». 

«Так какие причины?»  с интонацией следователя настойчиво добивался конкретики Нигматулин.

«Здесь проблема в том, что важно, чтобы между собой два адвоката договорились и поняли, что не нужно обращаться в суд. Мы проводили тренинги и объясняли, что вам проще провести 10 процедур в месяц, чем вы год с одним делом будете ходить в суд», пояснила Рахымова.

«Я сейчас вопрос задам. Конечно, он вызовет, наверное, определенную реакцию, вкрадчиво продолжил Нигматулин, переходя на менторский тон.  Ну они же должны знать принцип возможности урегулирования спора этой процедурой адвокатами. Семинары, поездки, методички, инструкции... Результат должен быть. (…) Не уговаривать нужно, а проводить эту линию в жизнь! Понятно, почему вы еще не председатель».

Разработчики законопроекта хотят еще больше разгрузить суды. Поэтому устное производство по возможности планируют заменять письменным. При этом за сторонами процесса сохранят право выбора проведения заседания в традиционном формате. 

«Для дел, которые ведутся в упрощенном порядке, нам рекомендуется повысить стоимость исков. В частности, согласно требованиям действующего законодательства, для физлиц с 200 до 1000 МРП предлагаем повысить, а для юрлиц — от 700 до 2000 МРП»,  отметил Таймерденов.

Если закон примут, перед вынесением решения судья больше не будет удаляться в совещательную комнату. В верховном суде считают, что это обязательство вызывает у граждан недоверие.

«В связи с этим в судебной практике, в обществе возникает много вопросов. С кем судья там совещается? Напрямую звонит своим руководителям? Как это происходит — непонятно. Мы считаем, что это неправильно, и поэтому хотим исключить это»,  сказал Таймерденов.

В целом законопроект депутатам понравился. Протестовать никто даже не собирался. Парламентарии считают, что для успешного применения его норм созданы все условия. Спикер Нурлан Нигматулин заметил только, что нужно … поменять психологию судей. Как это сделать, никто не сказал.

Читайте все материалы автора 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 2
Сочувствую 1
Возмутительно 1