Руководитель проектного офиса «Адал жол» Исламбек Майшекин рассказал, что сейчас существуют определенные коррупционные риски при покупке билетов — создание искусственного дефицита билетов, а также при посадке пассажиров в поезд, то есть безбилетные пассажиры, передает ИА «NewTimes.kz».
«Совместно с АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» действует проект «Адал жол», направленный на исключение этих рисков в процессе перевозки пассажиров и грузов. Проект «Биометрическая идентификация личности» направлен на исключение второй проблемы — наличие безбилетных пассажиров. То есть в будущем пассажир при посадке в поезд будет проходить идентификацию личности», — прокомментировал Исламбек Майшекин.
Здесь специалист напомнил, что в марте была запущена услуга «Получить ЕЦП онлайн».
Через аналогичную технологию казахстанцы будут покупать билет посредством приложения «Digital ID», идентифицировав свою личность.
«После этого создается цифровая ID-карта, которой он будет пользоваться в дальнейшем при покупке билетов. Это дает возможность с помощью приложения вбивать свои данные», — уточнил руководитель проектного офиса «Адал жол».
Исламбек Майшекин подчеркнул, что при посадке пассажиров в поезд исключат человеческий фактор, то есть проводника.
Данные пассажира будет считывать не проводник, а приложение.
«Мы рассматриваем три варианта: проводник будет проверять пассажира с помощью смартфона, либо через камеры при выходе на перрон, либо в самих поездах при посадке. Это исключит контрольную функцию проводников. Также с помощью этого проекта мы решим проблему безопасности в поездах. Если будут установлены такие камеры на вокзалах, на перроне, то при достаточной интеграции совместно с органами внутренних дел можно выявлять лиц, находящихся в розыске либо должников или тех, кому запрещен выезд за границу», — пояснил он.
Зарегистрироваться можно за любого человека, однако на руках должен быть документ, удостоверяющий личность. Программа устроена так, что не получится сфотографировать копию удостоверения личности.
Она будет идентифицировать только оригинал и запрашивает селфи-снимок. Таким образом, при посадке будет считывать лицо человека.
По словам Исламбека Майшекина, планировалось запустить проект в конце марта, однако в связи с карантином и режимом ЧП его отложили.
Совместно с «Қазақстан темір жолы» выбран маршрут. Это отдельный поезд Алматы — Атырау, где проект будет пилотироваться два-три месяца.
«После этого мы выявим все плюсы и минусы, а дальше будем думать, как запустить его во всех направлениях. Такой опыт существует в некоторых странах Европы, Малайзии, Японии и Китае. В Китае, к примеру, используется не только в железнодорожных поездах, но и в некоторых школах и учебных заведениях», — заключил Майшекин.