Экс-министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко рассказал, почему МЧС упразднили и зачем теперь возрождают, передает Sputnik Казахстан.
С какой целью возрождают министерство по чрезвычайным ситуациям и какие природные, техногенные катастрофы могут быть в стране, рассказал заместитель председателя мажилиса парламента, бывший министр по ЧС Владимир Божко.
Количество ЧС природного и техногенного характеров с каждым годом возрастает, отметил Божко, который был министром по чрезвычайным ситуациям семь лет — с 2007 по 2014 годы.
«Вы сами активно реагируете на такие поводы и видите, что их очень много. Создание МЧС не вызовет никаких дополнительных финансовых затрат, поскольку, когда нас упраздняли, мы вошли полностью, той же штатной численностью, в министерство (внутренних дел).
В областях у нас самостоятельные структуры. Дополнительных финансовых средств на создание этого министерства не будет», — сказал Божко.
Нужно повышать оперативность в реагировании и укрепить материально-техническую базу, чтобы обеспечить безопасность граждан, ответил зампредседателя мажилиса.
«Надо усиливать международное сотрудничество, которое, честно признать, в рамках министерства несколько затухло. Есть целая серия выгод, которая повысит уровень защищенности наших граждан», - считает Божко.
Министерство чрезвычайных ситуаций в последний раз упразднили в 2014 году.
«Тогда у нас было 22 министерства. Решили как-то сократить их количество, чтобы облегчить процесс госуправления.
Время показало, что по поводу МЧС, наверное, решение было принято преждевременно. Я тогда всем говорил, но приказ есть приказ. Жизнь показала, что это министерство должно быть», — ответил Божко.
Аналогичные ведомства есть в Китае, Узбекистане, России, Беларуси и США, добавил он.
Нужно обучать население правильно реагировать на чрезвычайные ситуации, готовиться к паводкам и землетрясениям, высказал свое мнение Божко.
«У нас юг, вы же знаете, находится в зоне повышенной опасности по землетрясениям. Надо готовить инфраструктуру.
Возрастает количество моренных озер. Надо отдать должное комитету, руководству комитета по чрезвычайным ситуациям, потому что работа ведется. Но систему надо совершенствовать, создавать, применять новые методы тушения, новые образцы пожарного вооружения», — сказал Божко.
Вопросы по информатизации, создании эффективно работающих кризисных центров, системы оповещения также требуют совершенствования, добавил он.
«У нас количество ЧС на объектах промышленности растет. Во-вторых, паводки - посмотрите, в Туркестанской области. Снежные заносы, серьезные ливневые дожди, пожары – степные и лесные, эти вещи, на которые надо обращать внимание постоянно. Я думаю, комитет все это время на месте не стоял.
Он совершенствовал работу, но требуется более системная, капитальная работа для создания инфраструктуры по реагированию на эти ситуации» , — сказал Божко.
Он надеется, что в состав МЧС вернется комитет по промышленной безопасности, который усилит контроль за соблюдением промбезопасности на объектах.
«Там я вижу серьезные проблемы, много ЧС, когда выходит из строя оборудование. Противофонтанная служба вынуждена оптимизировать свою работу. По этим направлениям надо работать» , — добавил он.
«Министром (по ЧС) должен стать принципиальный, честный, знающий систему экстренного реагирования человек. Но у нас есть ведомства, которые кадровой политикой занимаются. Я думаю, что они примут правильное решение» , — ответил Божко.
Божко считает, что бюрократические препятствия для реализации межгосударственных соглашений в области ЧС в связи с выделением комитета в отдельное ведомство не возникнут.
«Мы в свое время как раз всю договорную базу отработали. Я лично подписал договоры с Шойгу (Сергей Шойгу – ныне министр обороны РФ), у нас очень хорошие контакты были с Кыргызстаном, мы им помогали вытаскивать людей, попавших в беду в горах, с помощью нашей вертолетной техники.
Россияне помогают тушить нам пожары в приграничье. Мы им помогаем тоже тушить лесные пожары. Эти договоры все есть, они нормально работают. Мы подписали договор между пограничными службами.
Если раньше технику надо было гнать на пункт перехода, то сейчас можно технику перегонять напрямую к местам пожара непосредственно от границы. Правовая база у нас есть, каких-то проволочек, сложностей не будет» , —ответил он.
Авиакомпания «Авиаспас» останется при МЧС, считает Божко.
«У нас еще есть авиамедицина. Это контора, которая сидит и заключает договоры с авиацией. Я бы хотел, чтобы она перешла в МЧС. Тогда бы авиационная составляющая более эффективно работала» , — добавил он.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил воссоздать министерство по чрезвычайным ситуациям.
Структуру министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства, отметил президент, выступая с посланием 1 сентября.