Суд нашел виновного в отсутствии медикаментов для онкобольных в Карагандинской области, сообщает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
Спустя месяц судебных тяжб по иску журналиста газеты «Время» Ирины Московки к системе здравоохранения в РК суд назначил виновного в том, что с мая по август 2020 года девушка не могла получить лекарства (в рамках ГОБМП), положенные ей по закону. Девушка состоит на учете в онкодиспансере, была прооперирована и должна получать медикаментозное лечение, чтобы избежать рецидива.
Заявляя иск на четыре организации («СК-Фармация», Минздрав, многопрофильная больница №3 Караганды, управление здравоохранения Карагандинской области), Московка поясняла, что ее цель — с помощью суда выяснить, кто виноват в том, что она и другие онкобольные не получали необходимые лекарства, и кто за это ответит.
В своем иске журналист требовала от ответчиков солидарно возместить ей материальный ущерб в размере 42 650 тенге (стоимость лекарств) и нанесенный моральный вред на сумму 42 500 тенге, а также чтобы ответчики предоставили ей полную информацию о причинах отсутствия необходимых лекарств в весенне-летний период 2020 года.
«Суд решил исковые требования Ирины Московки удовлетворить частично. Взыскать с многопрофильной больницы №3 Караганды сумму материального ущерба в размере 19 250 тенге и компенсацию морального вреда 30 тыс тенге», — сообщила судья Жанар Смагулова.
В удовлетворении исковых требований по отношению к другим организациям здравоохранения суд Ирине Московке отказал. Причина в том, что «прямые правоотношения напрямую у Московки возникают только с многопрофильной больницей №3, в связи с чем все остальные ответчики признаны судом ненадлежащими».
«Взыскание материального вреда основано на изучении правовой базы, где расписаны обязанности каждого из наших ответчиков. В соответствии с НПА, эти отношения регулируются двумя правилами: одни мы постоянно цитировали — это правила организации тендерных процедур, а вторые — обеспечение лекарственными средствами. В соответствии с правилами, медорганизация вправе закупить лекарства и при подаче заявки должна предусмотреть их 3-летний запас. И в случае если наступают форс-мажорные обстоятельства и в больнице отсутствуют лекарства, они вправе закупить их самостоятельно. Это указано в правилах. Поэтому суд вменил в вину многопрофильной больнице бездействие, посчитал, что есть виновное бездействие, и возложил ответственность за несвоевременное получение медицинских препаратов на больницу.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что это все-таки медуслуга и она приравнивается к безвозмездному оказанию медуслуг в рамках ГОБМП. И здесь есть место ненадлежащего предоставления медуслуги и прямые правоотношения напрямую у Московки возникают только с многопрофильной больницей №3, в связи с чем все остальные ответчики признаны судом ненадлежащими», — разъяснила после оглашения решение судья Жанар Смагулова.
Ранее мы писали, что журналистка газеты «Время» Ирина Московка, которая состоит на учете в онкодиспансере Караганды, в разгар карантина не могла получить необходимые лекарства. Женщина подала иск против многопрофильной больницы №3 Караганды, управления здравоохранения Карагандинской области, Минздрава РК и ТОО «СК-Формация». Она просила суд привлечь чиновников к ответственности за то, что во время карантина ей не выдали положенные онкобольным препараты. Во время первого судебного заседания представители системы здравоохранения заявили, что с исковыми требованиями не согласны, перекладывая ответственность друг на друга.