четверг, 20 июня 2024 г.
icon
459.75
icon
494.14
icon
5.54
Алматы:
icon
31oC
Астана:
icon
29oC
1xadv
×

Бывших премьер-министров Казахстана могут вызвать в суд по делу об «Астана LRT»

Семь известных государственных деятелей Казахстана согласовали скандальный проект «Астана LRT». Они же отвечали за его финансирование и проверку использования бюджетных средств. Однако этих крупных чиновников до сих пор не допросили по делу о хищениях при строительстве ЛРТ даже в качестве свидетелей, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.

Фото: Sputnik / Владислав Воднев
Фото: Sputnik / Владислав Воднев

Речь идет об Аскаре Жумагалиеве, Болате Жамишеве, Ерболате Досаеве, Серике Ахметове, Бакытжане Сагинтаеве и бывших акимах Нур-Султана — Имангали Тасмагамбетове, Адильбеке Джаксыбекове и Асете Исекешеве. Именно эти люди принимали ключевые решения, но по решению суда виновными в многомилионных хищениях при строительстве ЛРТ в столице Казахстана признаны чиновники уровня начальника управления акимата, а также подрядчики.

Сегодня во время заседания апелляционной инстанции адвокат одного из осужденных, Сауле Акатова, еще раз заявила ходатайство с просьбой допросить вышеуказанных государственных служащих, чтобы установить истину по делу: действительно ли подсудимые занимались незаконной деятельностью, давая разрешения на финансирование и оплату работ по проекту «Астана LRT»? Ведь, по сути, подсудимые исполняли поручения, поступавшие сверху.

Читайте также: Суд отказался вызывать кабинет министров в качестве свидетелей по делу об «Астана LRT»

Сауле Акатова несколько раз обращалась с этим ходатайством к суду первой инстанции. Но в вызове в суд высокопоставленных свидетелей ей было отказано. В своем решении судья Кажымукан Мекемтас практически не отразил аргументы защиты, ограничившись предложением: «Члены бюджетной комиссии были введены в заблуждение».

Председательствующий судья апелляционной инстанции Абай Кокжалов, выслушав доводы адвокатов, решил «ходатайство рассмотреть после заслушивания доводов апелляционных жалоб».

В суде

«Уже настолько назрела необходимость в допросе должностных государственных лиц, принявших решение о строительстве такого уникального и непонятного до сего времени проекта «Новая транспортная система г. Астаны» (LRT, BRT/ ITS), что без этого просто зайдем в тупик, а вернее, уже до него дошли, что усматривается из вынесенного судом первой инстанции приговора. В итоге результат — осуждение невиновного Рашида Аманжулова и других.

Для устранения этих противоречий, для установления действительной истины по делу, в целях недопущения судебной ошибки мы уже обращаемся к суду апелляционной инстанции с ходатайством, исходя из того, что, согласно ст. 21 ч. 1 УПК РК, правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом, и просим вызвать в суд в качестве свидетелей бывших премьер-министров и других чиновников», — обратилась к суду адвокат Сауле Акатова.

Она просит не только допросить экс-премьеров и акимов, но и предоставить на обозрение документы, подписанные вышеуказанными чиновниками. Кроме того, по мнению адвоката, они смогут рассказать, кому принадлежала инициатива появления проекта, кто все согласовывал, проверял данные и кем было принято окончательное решение о строительстве проекта ЛРТ.

«Почему, несмотря на выявление следствием «нерентабельности» в определенный период реализации, правительство РК не остановило его строительство полностью, а продолжало выделять бюджетные средства на различные варианты строительства с увеличением стоимости проекта, а также и по другим вопросам, имеющим значение для дела? Причины, по которым решения, связанные с выделением бюджетных средств на проект, принимались в исключительно сжатые сроки и были ли они вызваны исключительно интересами государства и т. д.? Было ли увеличение стоимости сметных затрат, рассчитанных компанией SYSTRA и предложенной 05.03.2014 года на услуги консультанта по управлению проекта, разработку ПСД, технадзора завышением, к тому же умышленным? Каковы были причины увеличения стоимости, за счет чего и так далее?» — озвучила некоторые вопросы адвокат.

Она сообщила суду, что премьер-министры, министры и акимы — каждый на своем уровне контролировал, проверял и анализировал бюджетные заявки по проекту «Новая транспортная система города Астаны». Они же отвечали за ценообразование и целесообразность запрашиваемых денежных средств, а также контроль за выделением и расходованием бюджетных средств и других вопросов, имеющих существенное значение для дела.

«Именно потому, что проект был уникальным и сложным, не имеющим аналогов в нашей стране, решение о его строительстве принимало и контролировало правительство РК. Проект был одобрен президентом РК, указанные нами свидетели в обязательном порядке должны быть допрошенными в суде, чтобы устранить все сомнения в части виновности или невиновности Аманжулова, который волей судьбы был причастен к первоначальному этапу реализации проекта, то есть к контролю за своевременной организацией разработок необходимой первичной проектно-сметной документации ТОО «Астана LRT», их комплектации и направлений для проверок и согласования в управление экономики и бюджетного планирования акимата и далее в заинтересованные органы, вплоть до министерства транспорта и коммуникаций и республиканской бюджетной комиссии», — добавила она.

«РБК согласилась с теми расходами, которые были выделены на КУП ( иностранные консультанты по управлению проектом — прим. автора), технадзор и проектирование. Решение принимали не наши подзащитные, а РБК и далее по алгоритму бюджетного Кодекса. Подписывал президент. Суд первой инстанции дал оценку, что указанные лица были введены в заблуждение.  Но, исходя из чего, он сделал такой вывод? Этого нет в материалах дела. Поэтому я считаю, что раз суд дал такую оценку, есть необходимость узнать их мнение в этой части. В том числе членов республиканской бюджетной комиссии», — поддержал свою коллегу адвокат Оразалин.

К слову, одобрение бюджетной заявки на выделение средств на проект формировалась в РБК. А решение о целесообразности и эффективности принималось в министерстве транспорта и коммуникаций, которое тогда возглавлял Аскар Жумагалиев.

Кроме того, в суде первой инстанции была установлена цепочка, по которой из акимата полный пакет документов, согласно требованиям бюджетного кодекса РК, направлялся в Минтранском (администратору республиканской бюджетной программы 015), где непосредственно формировалась бюджетная заявка, а затем с пакетом всех подтверждающих документов проходила согласование в различных госструктурах от РБК, мажилиса, сената и до издания закона о республиканском бюджете страны на 2014 год и внесении выделенных денежных средств по заявке из бюджета страны.

Прокурор Арсен Бегалин, высказывая свою позицию, был краток, ограничившись фразой: «Это ходатайство было заявлено и в суде первой инстанции, полагаю, что в допросе указанных лиц нет необходимости». Судья решил сначала выслушать доводы апелляционных жалоб всех адвокатов и уже после этого решить судьбу ходатайства.

Судебный процесс по делу об «Астана ЛРТ» начался в Нур-Султане 29 октября 2020 года. На скамье подсудимых оказалось семь человек, которых обвинили в хищении 5,8 млрд тенге (свыше 13 млн долларов).

28 мая 2021 года в Нур-Султане вынесли приговор: фигурантов дела приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 млрд тенге.

Еще два фигуранта дела — экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана ЛРТ» Талгат Ардан — находятся в международном розыске.

26 июня в соцсетях появилась информация, что строительство линии ЛРТ возобновили в столице.

В акимате столицы прокомментировали информацию о продолжении провального проекта.

24 августа состоялось первое заседание апелляционной инстанции.

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 4