четверг, 28 марта 2024 г.
icon
449.58
icon
486.94
icon
4.86
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

Статус казахстанских студентов, обучающихся по программе «Болашақ», очень высок

В этом году наша страна празднует исторический год 30-летия независимости республики Казахстан. 5 ноября международная стипендия «Болашақ» будет отмечать свое 28 –летие. Практически шагая в ногу с нашей независимостью, Болашақ без каких-либо сомнений является одним из успешнейших стартапов суверенного государства в сфере развития человеческого капитала. В статье «Независимость дороже всего» президент нашей страны сказал, что стало нормальной тенденцией получать образование в любой точке мира. Он выразил уверенность в том, что наша молодежь будет совершенствоваться и все равно вернется на Родину или будет отстаивать интересы Казахстана, находясь за рубежом. Президент АО «Центр международных программ» Айнур Карбозова рассказала корреспонденту ИА «NewTimes.kz» о нововведениях в процедуре отбора для присуждения международной стипендии, а так же об изменениях в части обучения по приоритетным направлениям.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

«Международная стипендия «Болашақ» была запущена в 1993 году постановлением первого президента республики Казахстан Нур-Султана Абишевича Назарбаева. Это случилось буквально в первые годы принятия независимости, когда было время неопределенности, масштабных вызовов по всем направлениям развития страны. И в этих условиях руководством нашей молодой республики делается ставка на инвестирование в образование  молодежи. Почему программа за рубежом? Когда мне задают такой вопрос, я объясняю, что Казахстан на заре независимости нуждался в массовом притоке иностранных инвестиций. И конечно, если обратиться к историческим статьям и книгам первых лет независимости, можно для себя подчеркнуть, что это были годы поиска иностранных партнёров, которые бы в долгосрочной перспективе вложили бы свои деньги в развитие ключевых секторов нашей экономики»,— сказала Айнур Карбозова.

Елбасы понимал, что для заключения грамотных контрактов и договоров, а так же управления всеми международными проектами, в тот период нужны были сильные юристы, экономисты, управленцы именно с международным образованием. Которые в последствии могли бы грамотно управлять государственными программами и проектами, тем самым развивая экономику нашей молодой республики.

«У нас имеется копия того исторического документа, который свидетельствует об учреждении международной стипендии «Болашақ».  На нем очень коротко сказано о том, что Министерство образования должно ежегодно отбирать и отправлять 250 студентов на обучение за границу. В то время это был небольшой список стран, таких как Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, США. Казахстанской авиакомпании было предписано обеспечить отправку стипендиатов в эти страны. Если анализировать десятилетний период существования программы, исходя из ограниченных финансовых возможностей в тот период времени, не всегда набиралось 250 человек. В первые годы количество обучающихся достигало не более 90 учащихся»,— добавила президент международной программы.

Собеседница так же отметила, что в первые годы существования международной программы «Болашақ», стипендиаты имели возможность обучаться в ограниченном количестве стран, и обучение проводилось по таким узким приоритетным направлениям как гос. управление, юриспруденция, финансы, аудит и т. д. В период с 1994 по 2005 годы было выпущено 785 стипендиатов. В 2005 году в истории реализации международной стипендии Болашақ, руководством страны принимается такой исторически важное решение, которое основывалось на более стабильной экономической обстановке в стране, а так же на том, что Казахстан к тому времени уже имел определенный статус в международном сообществе по всем направлениям. Это решение об увеличении ежегодного количества обучающихся за рубежом студентов до 3000 человек. И для эффективной реализации  этой серьезной задачи было создано акционерное общество «Центр международных программ» со стопроцентным участием государства, учредителем которого являлся комитет гос. имущества и приватизации Министерства финансов и единственным акционером в лице Министерства образования и науки.

«В начале 2000-х годов был взят фокус на подготовку инженерно-технических, медицинских специальностей. В 2008 году постановлением правительства были разработаны и утверждены первые правила отбора претендентов на международную стипендию «Болашак». В целом вторая декада реализации стипендии показывает, что государство так же уделило особое внимание помимо академических программ обучения (магистратура, докторантура и  резидентура) стажировкам, которые могли быть научными и производственными. В этот период семь категорий работников в рамках программы могли пройти научную, либо производственную стажировку до года, при этом имея возможность получить предварительную языковую подготовку. Научно-педагогические, инженерно-технические работники, представители культуры и спорта, здравоохранения и т.д. за 11-летний период получили мощнейшую государственную поддержку по повышению квалификации. Это была реальная возможность обучиться в рейтинговых зарубежных вузах, при этом повысив уровень знания иностранного языка. Такую возможность получили более 3700 выпускников программы «Болашақ» — продолжила спикер.

Собеседница добавила, что начиная с 2019 года МОН была начата крупномасштабная работа по комплексному анализу всего нормативного сопровождения регулирования стипендии «Болашақ». И в том числе были пересмотрены действующие правила отбора претендентов на обучение по данной программе с учетом рекомендаций, данных государственным секретарем и отделом внутренней политики администрации президента.

«Все эти моменты были учтены уже в новых правилах, которые согласовывались со всеми заинтересованными государственными органами и общественными организациями в течение девяти месяцев. Я могу уверенно сказать, что именно эти правила заложили правовую основу для реализации качественной трансформации и перезагрузки, как международной стипендии, так и ее администратора в лице АО «Центр международных программ».

На протяжении 11 лет государство предоставляло возможность обучаться на предварительных языковый курсах, что выливалось государству в большие финансовые затраты. В новых правилах были упразднены все ранее существовавшие квотные категории претендентов, а так же была отменена предварительная языковая подготовка, которая предоставлялась в рамках программы. Эта мера является целесообразной с точки зрения целевого использования бюджетных средств в условиях продолжающейся пандемии. Теперь для претендентов нет льготных категорий, все должны быть самостоятельно поступившими. И у всех будут равные возможности в ходе конкурса. Путем упразднения семи квотных категорий и отмены предварительной языковой подготовки было сэкономлено до 1,3 миллиардов тенге бюджетных денег»,— сказала Айнур Карбозова.

Единственная категория с особыми условиями участия в конкурсе — это претенденты из сельской местности. При успешном прохождении отбора им предоставляется возможность до шести месяцев проходить предварительную языковую подготовку не территории РК перед отправлением на обучение за границу.

С точки зрения открытости, прозрачности и с целью максимального сокращения бюрократических преонов при приеме и отборе ранее существовавшие шесть туров отбора были сокращены до трех.

Первый тур — это комплексное тестирование;

Второй тур —  идивидуальное собеседование с членами независимой экспертной комиссии;

Третий — рассмотрение кандидата на заседании республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом в составе членов правительства под председательством государственного секретаря республики Казахстан.

«6 мая 2020 года были утверждены новые правила отбора на обучение по программе «Болашақ». Мы автоматизировали процедуру прием претендентов по образцу отбора в президентский молодежный кадровый резерв. Теперь любой претендент, соответствующий требованиям, независимо от того в какой точке Казахстана он находится, может зайти на портал электронного правительства через личный кабинет и подать необходимые документы в течение 30-40 минут. И затем при получении подтверждения претенденту будет присвоен уникальный идентификационный код, с помощью которого можно будет зайти на портал отбора. И затем, находясь за своим компьютером, необходимо пройти оставшиеся два тура отбора в формате онлайн. Претендент сам выбирает дату и время комплексного тестирования. Теперь данный вид экзамена не состоит из предметных вопросов, как это было ранее. Сейчас они проходят вербальное и числовое тестирование и личностно-компетентностный опросник, с помощью которого выявляются те или иные качества, необходимые для пребывания и обучения за рубежом. На прохождение комплексного тестирования технически потребуется всего два часа. Главное в выбранную дату в течение 24 часов зайти в личный кабинет и пройти все три этапа»,— добавила спикер.

Для обеспечения безопасности и открытости, весь ход тестирования фиксируется на аудио- и видеосъемку.  Если претендент попытается заглянуть на альтернативный источник информации, то автоматически сработает специальная программа и такого человека снимут с системы, а ранее данные ответы будут аннулированы. Но если тот или иной претендент останется недоволен своими результатами, то он может обратиться в центр международных программ и посмотреть записи всех туров отбора. Претендент выбирает дату и время собеседования с независимыми экспертами. Затем его кандидатуру рассматривают на заседании республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом. И на основании результатов принимается окончательное решение о присуждении либо отказе в присуждении международной стипендии.

«Стоит отметить, что качественно поменялся подход к разработке перечня приоритетных специальностей, ежегодно формируемых МОН, а так же к списку рекомендуемых вузов. Список востребованных специальностей формируется с учетом среднесрочного прогноза реальных потребностей рынка труда уполномоченного органа, то есть Министерства соц. обеспечения и труда. В этом году этот список состоит из семи важных направлений: инновации и новые технологии, промышленный инжиниринг, а так же не теряет своей актуальности направление здравоохранения, это такие разделы как иммунология, вирусология, реабелиталогия и все виды хирургии. В сфере образования вошли такие специальности как методика дистанционного обучения, стратегический менеджмент в сфере образования и т.д.»,— отметила руководитель международного проекта.

В целом, в этом году в рамках программы выделено 1055 стипендий, а так же 500 стажировок, которые идут вне конкурса — это ученые.

«Хотелось бы отдельно призвать отечественных деятелей науки воспользоваться этой прекрасной возможностью прохождения стажировки в престижных топовых вузах мира.  А так же обращаясь к ребятам, работающим в сельской местности, хотелось бы предложить активно принять участие в отборе и воспользоваться уникальной возможностью обучится в рамках программы «Болашақ» с учетом предоставленных государством преференций виде предварительной языковой подготовки», — добавила спикер.

 Прием документов производится автоматизировано, только через портал электронного правительства. Начался прием 4 мая и завершится 28 октября. В ноябре будет проходить итоговый третий поток отбора и успешно прошедшие все этапы отбора станут обладателями престижной международной стипендии.

«В завершении хотелось бы сказать о том, что статус казахстанских студентов, обучающихся по программе Болашақ, очень высок. Потому что они проходят достаточно жесткий отбор и уже соответствуют тем высоким академическим требованиям, которые предъявляют рейтинговые зарубежные вузы. По возвращении на Родину, в силу полученных знаний и опыта, болашаковцы рекомендуют себя со всех сторон положительно и всегда растут. По итогам нашего исследования, направленного  на выявление эффективности, как самой программы, так и каждого отдельно взятого выпускника в продвижении экономики страны, было выявлено, что за 28 лет реализации программы, более 11300 граждан Казахстана стали выпускниками стипендии «Болашақ». Из них 782 человека обучились по специальностям с сфере здравоохранения и медицины. Так вот в один календарный год 545 врачей-выпускников программы сделали 213000 операций разной сложности, сохранив тем самым жизни десяткам тысяч людей. Второе приоритетное направление — это образование и наука. Выпускники программы, получившие дополнительное образование в этой сфере, обучили 145 000 учеников и студентов. Более 150 ученых, обучившихся за рубежем по нашей программе, имеют звание профессор. Наш выпускник, ученый Семейского медицинского университета выдвинул метод лечения от коронавируса и его успешно используют при лечении больных. Возвращаясь к результатам исследования, хочется сказать, что 50 процентов болашаковцев сегодня являются руководителями среднего и высшего звена, крупными бизнесменами. Это значит, что выпускники нашей программы принимают важные решения, которые прямо или косвенно влияют на нашу жизнь и благосостояние нашего государства»,— резюмировала президент АО «Центр международных программ».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0