четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
2oC
1xadv
×

Чек-лист: Как распознать интернет-мошенника

Интернет-мошенники бывают разные: хорошо подготовленные и не очень, профессиональные банды с отработанными схемами и одиночки в поисках легкой наживы. Но практически каждого из них выдают определенные признаки, которые должны заставить вас насторожиться. О них и поговорим.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Сохраните и перешлите друзьям, чтобы вычислить преступника с первой минуты.

Настойчивость

Настоящий сотрудник банка может позвонить и задать вам уточняющие вопросы. На такие вопросы вы можете ответить «да» или «нет». Вот пример такого диалога:

— Вас зовут Серик Жумановч?

— Да.

— Последние четыре цифры вашей карты 1234?

— Да.

— Вы действительно сейчас совершаете оплату на интернет-сайте в Зимбабве?

— Нет.

Если от вас требуется любой другой ответ, кроме «да» или «нет», прервите разговор. Потому что настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают никакие данные или коды и никогда не просят совершить какие-то действия.

Читайте также: Явки, пароли, нулевой баланс: Как не стать жертвой банковских мошенников в Казахстане?

Зато мошенник очень настойчиво требует решить вопрос здесь и сейчас. Запугивает, запутывает, заговаривает зубы, старается любым способом удержать вас на крючке.

Ваши действия: Не можете ответить «да» или «нет»? Нажмите кнопку «Отбой»! Для собственного успокоения можете прямо в мобильном приложении банка временно заблокировать свою карту или счет для операций в интернете. Также можно позвонить в колл-центр банка, удостовериться, что все в порядке. 

Срочность

Если вас торопят и не оставляют времени на раздумья, то ситуация точно развивается не в ваших интересах. Это правило действует не только в отношении интернет-мошенников. Вас могут торопить под предлогом того, что время на отмену операции ограничено, либо звонить с предложением акции, которая действует только в данный момент. Все это повод насторожиться. 

Ваши действия: Не принимайте решений под давлением, берите время подумать, даже если предложение очень выгодно.

Нестыковки в данных

Мошенники редко обладают всей информацией. Как правило, они собирают ее из разных открытых источников — социальных сетей, анкет и заявок, которые вы заполняете на разных сайтах. Иногда данные пользователей попадают в dark net после взлома баз данных.

Поэтому звонящий может неправильно назвать ваше отчество или фамилию, не угадать город, а иногда и вовсе промахнуться с банком. Многие комментаторы в социальных сетях сообщали, что им звонили «менеджеры» банков, услугами которых они никогда не пользовались. Это еще раз подтверждает, что мошенники действуют наугад, но довольно часто попадают в цель.

Ваши действия: Не оставляйте свои данные на сомнительных сайтах и указывайте минимум информации в социальных сетях. Все это легкая пища для мошенников.

Акцент и плохая ориентация на местности

В большинстве своем телефонные и интернет-мошенники — «гастролеры» из соседних стран. Технологии позволяют им пересекать границы не выходя из дома, а за пределами своей страны преступникам гораздо легче уходить от правосудия. Однако это преимущество часто работает против них.

Читайте также: «Нулевой баланс за минуту»: Истории казахстанцев, столкнувшихся с телефонным мошенничеством

Наверняка вы слышали немало курьезных случаев, связанных с такими звонками. «Менеджеры банка» часто испытывают трудности с произношением казахских имен и фамилий, путают или произносят с ошибками названия городов. А для некоторых неприятным шоком становится факт, что Астана и Нур-Султан — один и тот же город.

Ваши действия: Для чистоты эксперимента попросите «менеджера» поговорить с вами на государственном языке. В реальном колл-центре банка обязательно удовлетворят вашу просьбу, переключив на оператора, свободно владеющего казахским. У мошенников такая опция пока отсутствует.

Запрос личных данных

Мошенник может назвать вас по имени и отчеству, но при этом попросить продиктовать ИИН и полный номер карты. Сотрудники банка всегда просят назвать лишь последние четыре цифры номера карты для подтверждения вашей личности.

Сотрудники банков НИКОГДА не запрашивают CVV-код, а также коды из SMS. Это конфиденциальная информация, а ее запрос — однозначный сигнал о том, что с вами говорят мошенники.

Ваши действия: Ни под каким предлогом не выдавайте данные своей карты и коды из сообщений, так вы даете посторонним людям ключи от своих финансов.

Подозрительные ссылки и номера

Иногда мошенники надеются на невнимательность своих жертв и звонят с зарубежных номеров, присылают фейковые SMS-уведомления с обычного номера. Но некоторые подходят к этому вопросу продуманно. Через специальные программы они могут замаскировать номер под реальный номер банка либо подобрать очень похожий.

Читайте также: Интернет-мошенничество: 4 способа похитить ваши деньги. Разбираем каждый

Сообщения с уведомлениями о поступлении средств могут приходить через сервисы рассылок с названием банка в тексте сообщения. Ссылки на приложения, которые «доброжелатель» просит установить для безопасности, обычно ведут на неизвестные и подозрительные сайты.

Ваши действия: Внимательно смотрите, с какого номера звонит тот, кто представился сотрудником банка. Не проходите по ссылкам и ничего не устанавливайте на свой телефон. Все приложения вы можете обновить из официальных источников. А лучше всегда прерывайте разговор и перезванивайте в банк.

А еще помните, что мошенники боятся тех, кто задает им много вопросов. Смело переспрашивайте, уточняйте и просите доказательства, если вас что-то насторожило. Берегите свои средства и нервы!

Алина Абдрахманова

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 2