После критики главы государства в Казахстане начали работу по изменению содержания школьных учебников и программ, передает телеканал «Хабар 24».
Положением дел недовольны не только родители и учителя. Профессор Алма Абылкасымова эмоционально выступила на съезде учителей математики. Академик в открытую раскритиковала содержание обновленной программы образования, заявив, что обновленку в школах страны внедряли хаотично. Нарушен не только принцип системности обучения, но и наработанная десятилетиями педагогическая методика. Не учли разработчики и возрастные особенности детей.
«Любое ГОСО должно внедряться последовательно, преемственно, с 1-го класса. В этом году — 1-й класс, в следующем — 2-й и т. д. Мы ввели 1-й класс в 2016-2017 году, 2-й класс независимо от школы обучался по ГОСО-2012, ввели в 2017-2018 сразу 2-5-7-е классы. Это издательствам выгодно. Какой тираж собирали! За 4 года ввели все учебники, причем, учителя, вы прекрасно знаете, в основной, старшей школе, старшую школу еще можно понять — сплошь курс высшей математики», — заявила Алма Абылкасымова.
Со ее слов, новые учебники тогда переделывали буквально на ходу, в начале учебного года. А школьники потеряли интерес не только к математике, но и точным наукам в целом.
Читайте также: Клонирование, чипирование, киборги: Чему учат детей современные казахстанские учебники?
Такое положение дел она назвала угрозой национальной безопасности. Разработкой же программы обновленного содержания занимались в «Назарбаев Интеллектуальной школе».
«В первую очередь у нас были подходы по изменению, реформированию образования, которые принималось только одной организацией — «Назарбаев Интеллектуальной школой». Вся информация оттуда должна была транслироваться в обычную массовую школу. Но мы знаем, какое финансирование в НИШ и какое — в массовой школе. Это расхождение в десятки раз. Это совершенно другие педагоги, самые лучшие, были отобраны из обычных школ и перетекли в НИШ в свое время, поэтому и качественный состав педагогов разный. И, кроме того, содержание образования разное. Однако все программы по образованию писались специалистами НИШ. А учебники писали другие специалисты. Они вынуждены были подстраивать под учебник этот процесс, под те программы, которые были определены ранее. Вот этот дисбаланс привел к тому, что мы сегодня видим. И сегодня министр говорит, что опять реформирование школьных учебников, школьных программ и т. д. Я теперь слышу, якобы снова все реформирование будет проводиться теми же людьми, кто уже реформировал», — отметила депутат мажилиса Ирина Смирнова.
В министерстве признали: после поручения главы государства создали рабочую группу, куда действительно вошли и специалисты «Назарбаев Интеллектуальной школы». В ведомстве заверили, что, помимо них, над изменением содержания учебников и программ будут работать и другие люди.
«В состав входят 212 человек, куда входят ученые, доктора наук, кандидаты педнаук, есть лучшие учителя «Назарбаев Интеллектуальной школы», «Білім-инновация»-лицея. Также из 17 регионов приглашены в рабочую группу лучшие учителя, мастера и методисты. Рабочая группа состоит как из профессорско-преподавательского состава, так и из практиков. Поэтому группа солидная и уже начала свою работу», — прокомментировала председатель комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова.
Снижение уровня школьного образования наблюдается в стране последние 10 лет. И, несмотря на множество госпрограмм и потраченные триллионы, ситуация особо не меняется. Этот факт подтверждают и данные международной системы оценки PISA, результаты которого дают повод задуматься: функционально неграмотным в стране, по данным аналитиков Ranking.kz, оказалось почти две трети учащихся.
Однако глава министерства образования Асхат Аймагамбетов тогда поспешил развеять опасения казахстанцев. Мол, тестирование впервые проводили на компьютерах, что повлияло на исход. Реальные же результаты, по заверениям министра, покажет следующее тестирование, когда подрастут дети «обновленки».
Читайте также: Чем предмет «Самопознание» не угодил казахстанским родителям?
К слову, Казахстан занял тогда 69-е место из 79. Очередные реформы школьного образования еще не начались, но уже наделали немало шума. Так, накануне в Сети появилось открытое письмо авторов учебников, которые обвинили республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования в лоббировании интересов определенных издательств. Они выступили с предложением вернуть гласную процедуру экспертизы с размещением макетов учебников всех издательств-претендентов в свободном доступе.
Кроме того, авторы попросили законодательно закрепить несменяемость учебных программ в течение пяти лет, как это принято в большинстве стран. Сейчас же, по их мнению, «чехарда с программами образования, которые изменяются каждые два года». Это значительно снижает их качество, как, впрочем, и качество разработанной по ним учебной литературы.