На фоне роста турпотока в Казахстан мошенники активно подделывают сервисы бронирования жилья и продажи авиабилетов, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Лабораторию Касперского.
В 2022 году туристический поток в Казахстан начал восстанавливаться после спада из-за пандемии коронавируса. Согласно данным информационной системы eQonaq, с начала года на территории Казахстана побывало 195 тыс иностранных туристов. Из них 67% ― туристы из России, 16% ― из Узбекистана, 6% ― из Турции, 4% ― из КНР и 7% ― из других государств.
Туристический поток с начала 2022 года растет каждый месяц. Так, в январе в страну въехало около 6 тыс туристов, а уже в июле этот показатель достиг почти 50 тыс человек.
Однако вместе с развитием туризма повышается и активность интернет-мошенников. По данным экспертов Лаборатории Касперского, злоумышленники под видом сервисов бронирования отелей и продажи авиабилетов создают и распространяют многочисленные фишинговые страницы.
Поддельные сервисы бронирования могут содержать восторженные описания и рассказы о гостеприимных хозяевах, подталкивая людей забронировать привлекательное жилье, но деньги в реальности получают мошенники.
Еще одна популярная тактика для обмана путешественников — создание поддельных страниц с лотереями и подарочными картами. На них предлагается пройти небольшой опрос и ввести личные данные в обмен на щедрую скидку на покупку билета. Обычно такие страницы создаются с целью сбора личных данных и информации с банковских карт.
В конце опроса часто появляется просьба отправить ссылку на сайт друзьям, якобы чтобы получить приз. В таких случаях злоумышленники используют жертву для дальнейшего распространения скама: вероятность, что человек откроет ссылку, выше, если ее прислал кто-то знакомый. Если же пройти по ссылке, то появляется уведомление, что для получения приза нужно оплатить некую комиссию. Такая комиссия и есть заработок злоумышленников.
Мошеннические схемы не обходятся также без предложений купить билеты со скидкой на поддельных сайтах, ведь не всегда туристы приезжают с купленным билетом в обе стороны.
Такие ресурсы обычно трудно отличить от настоящих: на них есть подробности о реальных перелетах, поскольку опытные фишеры используют информацию, полученную через официальные агрегаторы. В случае, если пользователи оформляют покупку на такой странице, то обещанных билетов они не получают. При этом злоумышленники остаются в двойном выигрыше ― в их руках оказываются и деньги, и личная информация, которая впоследствии может быть, например, выставлена на продажу в дарквебе.
«Планирование и организация деталей путешествия требуют повышенного внимания. Люди могут неделями и месяцами искать наилучшее место, а в итоге попасть в ловушку мошенников. Мы напоминаем о необходимости оставаться скептичными к чересчур щедрым предложениям. Как правило, это уловки злоумышленников», — комментирует коммерческий директор Лаборатории Касперского в Центральной Азии Валерий Зубанов.
Управляющий директор АО НК Kazakh Tourism Даниел Сержанулы считает, что пока в Казахстане в сфере туризма мошеннические схемы по отношению к иностранным туристам не настолько распространены, чтобы это могло ухудшить впечатление от посещения страны.
Однако, учитывая рост потока гостей из РФ в Казахстан, Сержанулы полагает, что уровень мошенничества в сфере туризма в Казахстане тоже вырастет.
Чтобы безопасно планировать путешествие, эксперты Лаборатории Касперского рекомендуют: