С позиций современного менеджмента, не всякая кухарка, может управлять государством. Но каждая из них имеет законное право на контроль государства. Одна из главных целей Нацплана " 100 конкретных шагов" формирование мобильного и подотчетного государства.
Шаг 94 -ый ставит задачу внедрения «Открытого правительства».
Открытое правительство - это доктрина государственного управления, поддерживающая право граждан на доступ к документам и действиям государства для эффективного общественного контроля.
Право на контроль
В рамках нацплана к ближайшей осени намечено создание портала «Открытое правительство». Об этом сообщила 8 июня на брифинге в СЦК ведущий научный сотрудник библиотеки Первого Президента Анара Рахимжанова.
Суть новшества состоит в том, что посредством электронного портала все граждане страны смогут при желании активно участвовать в процессе расходования государственного бюджета. А также оценивать качество государственных услуг. По информации спикера, это будет предварительная платформа «открытого правительства» и она затем будет наполняться всеми государственными услугами.
Портал создаётся по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева с использованием аналогичного опыта госуправления Канады и Австралии.
Как отмечал в своем выступлении на АЭФ председатель Комитета связи, информатизации и информации МИР РК Сакен Сарсенов, новый портал обеспечит доступность статистических баз данных центральных госорганов. В том числе отчеты по эффективности и качеству государственных услуг.
Напомним, важным пунктом этого раздела является создание госкорпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером госуслуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии При этом Казахстан пройдет международную сертификацию госуслуг на соответствие стандартам менеджмента качества серии ISO 9000.
Подчеркнем, что в скором времени будет разработан по лучшим мировым стандартам закон о доступе к информации, который позволит сделать открытой любую информацию, находящуюся в распоряжении госорганов. За исключением отнесенной к государственной тайне.
Услуга за услугой
Стоит отметить, что с июня в центрах обслуживания населения (ЦОН) РК в пилотном режиме запущено 35 новых услуг. В частности, теперь можно обратиться за приемом/отзывом налоговой отчетности, выдачей патента индивидуальным предпринимателям, назначением выплаты пособия опекунам или попечителям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформлением приглашений на въезд в РК по частным делам и т.д.
По информации гендиректора РГП «ЦОН» Асемгуль Балташевой, в настоящее время в ЦОНы передано 35 услуг 9 госорганов. Пока стандарты данных услуг находятся на рассмотрении, они будут предоставляться в ЦОНах в пилотном режиме. А вот после их утверждения пилотный проект будет завершен, и услуги войду в практику ЦОНов на общих основаниях, передает сайт con.gov.kz
Причем, до конца года в ЦОНы планируется внедрить еще более 20 новых функций, среди которых услуги следующих министерств: по инвестициям и развитию, сельского хозяйства, юстиции, финансов и обороны.
Таким образом, к концу года количество оказываемых в ЦОНах услуг достигнет 212. Для сравнения, в 2011 году ЦОНы оказывали всего 59 услуг, в 2012 году – 113, а в 2014 их количество возросло до 171.
Между тем, население страны входит во вкус виртуального общения с госорганами - за 4 месяца текущего года в ЦОНах оказано более 10 миллионов электронных услуг.
Мариям Маркова