Недавно появилась новость, что Баян Алагузова открыла реабилитационный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия. Теперь частный благотворительный фонд «Максат» курирует кризисный центр «Мама Клара». В интервью orda.kz казахстанский продюсер рассказала о работе центра, передает ИА «NewTimes.kz».
По словам Баян Алагузовой, идея появилась в 2016 году, когда она сама пережила насилие.
«Сразу после того как я пришла в себя, первой мыслью было: раз уж со мной такое произошло, то что происходит в стране? До этого я понимала, что есть такая проблема, но она не касалась меня лично. Как это работает в психологии любого человека: ты болеешь тем, через что прошел сам. С того момента ко мне стало обращаться много женщин, которые переживают бытовое насилие. Даже мои близкие признались в том, что подвергались и подвергаются насилию со стороны мужей. Для меня было удивительно, что мы настолько скрытны и стесняемся происходящего в наших домах. Тогда пришло осознание, что, как только я восстановлюсь, начну помогать женщинам. Сейчас появилась возможность осуществить задуманное», — отметила Алагузова.
Как сообщила продюсер, в течение года она вместе с мужем делала ремонт в старом детском садике. Его территория — 1 тыс квадратных метров.
В центре работают два психотерапевта, три психолога, три фельдшера на круглосуточной основе, социальный работник, воспитатель, педагог, координатор центра по адаптации жертв бытового насилия, юристы, бухгалтеры, техперсонал, столовая.
По словам Баян Алагузовой, в «Маме Кларе» 64 койко-места только для женщин, не считая детей. Кровати бывают двойные, одинарные. Таким образом, центр может принять до 100 человек.
«Содержим мы его на личные средства. Я не просила денег ни у акимата, ни у других ведомств. Не хочу ввязываться в эту волокиту», — отметила продюсер.
В планах центра заниматься не только трудоустройством, но и образованием женщин — организовать им бесплатные курсы английского, различные экскурсии.
«Например, с детьми в зоопарк. Пока все это в планах и я только изучаю варианты развития приютов, но, возможно, в будущем мы сможем даже устраивать женщинам путешествия за пределы Казахстана. Как это делают, например, в Швейцарии. Там женщину, которую подвергли бытовому насилию, отправляют на две недели на море.
У меня есть мечта — взять наших женщин, посадить в самолет и увезти в Турцию, чтобы они дышали свежим воздухом и понимали, что жизнь не ограничивается тем, как они живут. Нам нужно показать женщинам их ценность, чтобы они могли себя полюбить.
Одним советом «разводись» проблему не решить. Важно, чтобы женщина не испытывала насилие по отношению к себе впредь. Как только наш центр реабилитации зарекомендует себя в Алматы, в планах открыть его филиалы в Астане и Шымкенте. Когда три больших центра заработают в полную силу, только тогда мы сможем изменить все представления о том, каким должен быть кризисный центр.
Конечно, это потребует больших финансовых вложений, но я буду искать дополнительный бюджет. Если мне удастся то, что я задумала, то миллиарды, вложенные в центры реабилитации, можно будет использовать реально по назначению и сделать женщин не спасенными на две недели, а счастливыми и осознанными», — сказала Алагузова.
К слову, по данным Минтруда, сейчас в Казахстане действуют 49 кризисных центров, оказывающих экстренную помощь жертвам бытового насилия. Из них 14 — в регионах и 32 — в городах. На их основные нужды в прошлом году государство выделило из госбюджета 3,7 млрд тенге.