Вопросы обеспеченности населения Казахстана адвокатскими услугами, а также улучшения системы оказания правовой помощи лицам с низким уровнем дохода обсуждались сегодня на рабочей встрече в департаменте юстиции ЗКО с представителями судебных и правоохранительных органов, руководством коллегии адвокатов.
В ходе встречи были обсуждены вопросы обеспечения населения сельской местности качественной и своевременной адвокатской услугой, вопросы взаимодействия адвокатов и органов, ведущих уголовный процесс, а также предложения по увеличению количества адвокатов в сельской местности.
В завершении встречи областной коллегии адвокатов рекомендовано обеспечить население качественной адвокатской помощью.
Ранее предмьер-министр Бакытжан Сагинтаев утвердил планмероприятий на 2018 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Одним из пунктов плана является проработка вопроса по решению проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности, а также проработка вопроса по улучшению системы оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.
В настоящее время всестороннее обсуждение среди адвокатов Казахстана получили основные положения законопроектов «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».
Особенность нового нормативного акта в том, что с его принятием юридические услуги станут доступны, прежде всего, малоимущим жителям Казахстана.
С этим законопроектом также планируется внедрить несколько видов гарантированной государством правовой помощи.
В ходе обсуждения проекта закона адвокатским сообществом отмечено, что за последние годы потребность жителей в качественной правовой помощи возросла. На сегодняшний день, наверное, не осталось ни одной сферы деятельности, в которой бы, не возникло спорных моментов и не потребовалось обращаться к нормативным актам.
Вопросы юридического характера возникают и в общественной, и в хозяйственной, и в бизнес-сфере. Порой без квалифицированной помощи адвоката просто не обойтись. Несмотря на то, что популярность юридических услуг в Казахстане в последнее время возросла, среди населения немало тех людей, которые до последнего пытаются уладить дело самостоятельно, не обращаясь к помощи профессионала. Таким образом, они доводят ситуацию до того, что возникает реальная юридическая проблема, решать которую нужно незамедлительно.
Согласно законопроекту, несколько видом гарантированной государством юридической помощи смогут получить все казахстанцы. Прежде всего планируется вести виды правовой помощи, гарантирующие государством, например: информирование, юридическое консультирование, представление интересов граждан в судах всех инстанции, и иных государственных органах.
В Казахстане, как в правовом государстве и гражданском обществе адвокату отводится особая роль. Приятно осознавать, что данный закон направлен на обеспечение граждан доступной юридической помощью. В данном законе также подчеркивается ведущая роль адвокатуры, как основа системы оказания гражданам Республики Казахстан юридической помощи. Для дальнейшего совершенствования деятельности планируется решить проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами, как в городских, так и сельских местностях. Кроме того, требуется корректировка прибыли, получаемой адвокатами, оказывающих бесплатную, юридическую помощь и консультации. Предусматривается сделать эту систему упроченной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства. Вместе с тем, учитывая зарубежную практику, нужно ввести институт обязательного страхования ответственности адвокатов.
Ранее в ходе обсуждения проекта закона о юридической помощи глава Минюста предложил адвокатам активнее включаться в развитие адвокатуры «probono», то есть предоставление бесплатной юридической помощи социально уязвимым слоям населения.
Частная благотворительность необходима во всех странах, даже социально благополучных. Всегда есть люди, которые формально не имеют права на субсидируемую помощь, но не могут заплатить юристу по рыночной ставке.
На основании вышеизложенного можно с уверенностью отметить, что Закон РК об адвокатской деятельности и юридической помощи предоставляет людям без финансовых возможностей получить гарантированную, юридическую помощь. Более того, данный закон обеспечивает качество оказания услуг через создания региональных палат, а также контролирующих органов региональных палат в лице уполномоченного органа управления, а также обеспечивает высший контроль за качеством надлежащего выполнения оказания юридических услуг.
В настоящее время депутаты мажилиса РК одобрили в первом чтении проект закона РК об адвокатской деятельности и юридической помощи.
Законопроект является комплексным и включает нормы о гарантированной государством юрпомощи, адвокатской деятельности и об оказании юрпомощи юрконсультантами. На сегодня реализации конституционного права обеспечены не в полной мере ввиду наличия ряда проблем. Первое, рынок адвокатских услуг в Казахстане не достаточно развит и не соответствует показателям развитых стран. Одной из основных причин является дефицит адвокатов, который в свою очередь связан с неподъемными размерами вступительного взноса для претендентов. Исключение первичных взносов позволит обеспечить доступ к профессии адвоката в особенности молодым юристам, повысить конкуренцию между ними и увеличить их количество.
В Казахстане отсутствует эффективный контроль качества предоставляемых адвокатами профессиональных услуг, отсутствует открытая информация, когда и за что привлекался дисциплинарной ответственности каждый адвокат.
В целях обеспечения соблюдения норм профессионального этического поведения адвокатами, объективного и всестороннего рассмотрения дисциплинарных производств, предусмотрено создание двухуровневых дисциплинарных комиссий.
В Казахстане отсутствует механизм повышения квалификации адвокатов. В развитых странах законодательно закреплена обязанность постоянного и систематического повышения профессиональной квалификации адвокатов. В целях улучшения качественного состава адвокатуры в законопроекте предусмотрен механизм повышения квалификации адвокатов. Это будет способствовать повышения конкурентоспособности и качества услуг адвокатуры.
Как известно, сегодня представлять интересы гражданина в суде может каждый человек, имеющий юробразование, однако в случае предоставления такой помощи некачественно граждане не могут защитить свои права. В связи с этим предусматривается обязанность для физлиц, представляющих интересы в суде, состоять в Палатах юрконсультантов. Членство часто практикующих юристов в саморегулируемых организация может стать основанием для повышения качества юруслуг.
Также для осведомленности населения и справедливого ценообразования может рассматриваться разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката и юрконсультанта. Такой опыт имеется в Германии, Франции, США, Польше, Чехии и других стран. Введение тарифной сетки даст возможность гражданам определять среднюю стоимость юрпомощи, что позволит избежать лишних затрат.
Сегодня не предусмотрены механизмы защиты граждан от услуг недобросовестных адвокатов и юрконсультантов. При осуществлении своей деятельности адвокаты и юрконсультанты могут нанести значительный имущественный ущерб доверителю. В связи с этим вводится обязательное страхование профессиональной ответственности адвокатов и юридических консультантов. Это предоставит гарантии доверителям в получении квалифицированной юрпомощи. Институт страхования вводится с 2020 года. Восьмое, в адвокатуре не развито использование новых технологий. Решением этой проблемы будет являться создание и формирование информационной системы Е-адвокатура.
В развитых странах не предусмотрено использование адвокатского ордера. Упразднение адвокатского ордера оптимизирует деятельность адвокатуры. Исключит его зависимость от адвокатской организации и позволит сократить временные и финансовые затраты. Данный законопроект направлен на обеспечение прозрачности и справедливости порядка и самое главное - повышение качества оказания юрпомощи.
Напомним, проект закона Республики Казахстан «О юридической помощи» разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
Концепцией предусматривается сделать эту систему консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства; введение института обязательного страхования ответственности адвокатов с учетом зарубежного опыта.
Кроме того, основанием разработки законопроекта являются поручения по совершенствованию сферы оказания юридических услуг в целях обеспечения качества предоставляемых услуг, их доступности для граждан, в первую очередь, социально-незащищенным слоям населения, а также проживающим в отдаленных местностях.
Также рассматривается возможность введения страхования ответственности профессиональной деятельности адвокатов; введение возможной специализации адвокатов по уголовным, гражданским и иным категориям дел.
Установлена категория лиц, имеющих право на получение комплексной социальной юридической помощи, в том числе: лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»; участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; инвалиды 1 и 2 группы; пенсионеры по возрасту; престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа.