Привлечение бизнеса к созданию санитарно-гигиенических узлов (СГУ) как проводника туризма и культуры через государственно-частное партнерство – это то решение, которое может помочь в относительно короткие сроки снабдить страну необходимыми 5 тыс общественными туалетами. Так считает аналитик казахстанского центра ГЧП Махаббат Исабекова.
К примеру, чтобы привлечь бизнесменов к строительству общественных туалетов, государственный комитет по развитию туризма Узбекистана занялся рассылкой смс-сообщений бизнесменам. В сообщении содержалась информация о том, какие льготы получат бизнесмены при строительстве бесплатных общественных туалетов и их последующем обслуживании. Способ информирования, возможно, необычный, но в конечном итоге девятая часть всех туалетов была построена благодаря смс-рассылке.
Хотя главный вызов даже не в создании санузлов, а в их содержании – обеспечении доступности и поддержании в чистоте. Для понимания важности наличия чистых санузлов как залогу здоровья, с 2001 года в мире существует всемирная туалетная организация, всемирный день туалета и даже награда международного туалета года. В Великобритании, например, организуют свой конкурс – туалет года, где общественные туалеты оцениваются по 101 критерию для определения победителя.
Представители бизнеса в социальных сетях, в СМИ уже поднимали вопрос о необходимости совместного участия государства и бизнеса в проработке вопроса по обеспечению страны туалетами.
На данный момент проблема обеспечения СГУ вынесена на уровень государственной программы развития туристской отрасли до 2025 года и продолжает создаваться необходимая законодательная база. Государственными структурами ведется работа по анализу конъюнктуры спроса на услугу СГУ, а также рассматривается вопрос проработки базовых параметров проектов через механизм программного ГЧП. Вместе с тем опыт реализации проектов ГЧП по республике показывает, что чем раньше подключается бизнес к планированию проектов, тем больше вероятность избежать ошибок и неучтенных элементов в бизнес-модели, по которой в дальнейшем и будет развиваться партнерство.
И хотя сфера туризма нова для ГЧП, механизмы партнерства уже в большинстве своем проработаны на более чем 600 реализуемых проектов. Программное ГЧП – вариант реализации аналогичных по структуре проектов в масштабах страны, когда «правила игры» уже определены с учетом отраслевой специфики, например, государственной программой, и на местах акиматам и бизнесу остается договориться о деталях с учетом местных условий реализации проекта. А это значительно экономит время и упрощает реализацию поставленных задач перед местными властями.
Возможностей у программного ГЧП много, особенно, в сфере культуры, туризма и спорта: от создания туалетов до строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, детских загородных лагерей или социально-ориентированных кинотеатров. Главное – решительность центральных исполнительных органов и участие бизнеса для создания работающих моделей.
Предложения по вопросу создания СГУ в Казахстане можно направлять по адресу kanc@kzppp.kz c указанием контактных данных. С еще большими возможностями государственно-частного партнерства можно ознакомиться, придя на первый инвестиционный форум ГЧП с 30 октября по 1 ноября в Нур-Султане.