Сомнительный сюрприз получила старшая дочь первого президента Казахстана и председатель сената страны Дарига Назарбаева в преддверии своего дня рождения, 7 мая, пишет газета «Московский комсомолец».
Утром в субботу нынешний глава государства Касым-Жомарт Токаев выпустил указ, лишающий ее должности сенатора. Таким образом, Дарига автоматически перестала быть вторым человеком в стране: в Казахстане председатель сената де-факто выполняет функции вице-президента.
Учитывая, что Дарига Нурсултановна не особенно прятала свое желание убрать приставку «вице» из неофициального названия своей должности, речь точно идет об очень важном и значимом событии в казахстанской политике. Но в чем подоплека этого события? Скорее всего, мы имеем дело с согласованным решением двух президентов — бывшего и нынешнего. А вызвано это решение с очень большой вероятностью чередой скандалов, героями которых в последнее время регулярно оказывались и сама Дарига, и ее страдающий от наркотической зависимости сын Айсултан.
Еще считанные дни тому назад Дарига Назарбаева продолжала демонстрировать бешеную активность, призванную показать, что она не бездельничает, занимая должность председателя сената. В частности, «мадам вице-президент» призвала к устройству показательных судов, высказалась против «замалчивания проблемы наркомании» и глубокомысленно порассуждала о необходимости «затянуть пояса».
Два последних пункта вызывают особый интерес в свете событий, которые происходят в личной жизни самой Дариги Назарбаевой. Ее очень рано ставший наркоманом сын Айсултан проживает в Лондоне и с некоторых пор регулярно веселит республику своими постами в социальных сетях. В них он попеременно обвиняет видных казахстанских политиков, включая своих родственников, в совершенно чудовищных деяниях, униженно перед ними извиняется, кается в грехах, выдает религиозные открытия «вселенского значения» и прочая, и прочая. Одновременно Лондон стал ареной и масштабного финансового скандала, связанного с Даригой. Непочтительные британские финансовые власти заблокировали ей доступ к банковским счетам, на которых находятся нажитые не очень понятным, но точно не посильным трудом многомиллионные суммы.
Все эти события, скорее всего, и стали поводом для снятия Дариги Назарбаевой со второй по значению должности в стране. Мол, вся эта буффонада начала наносить чрезмерно сильный ущерб репутации Казахстана и его высшего руководства. Но вне зависимости от повода указ Токаева точно вызвал самый позитивный отклик и в среде казахстанской элиты, и у простого населения республики. Дарига — это точно незаурядная и многосторонне развитая личность. Помню, например, какое сильное впечатление на меня произвело посещение ею оперного концерта в Большом театре в Москве.
Но вот заявлять, что старшая дочь Назарбаева унаследовала от отца его политические таланты, его харизму, его умение ладить с людьми, я бы не решился. Дарига обладает «талантом» настраивать против себя самых разных людей и очень не критичным отношением к своим собственным способностям.
После внезапной отставки Нурсултана Назарбаева с поста действующего президента Казахстана прошлой весной многие были уверены, что новый президент Токаев — чисто временная и переходная фигура, которая скоро будет заменена Даригой. Однако такая перспектива — на данный момент до конца неясно, реальная или иллюзорная, натолкнулась на резко негативную реакцию самых разных сил и общественных слоев.
Очень настороженно к Дариге, насколько я знаю, относятся и в Москве. Согласно слухам, одно время председатель сената Казахстана очень активно пыталась пробиться на личную встречу с Путиным. Однако все эти попытки были пресечены вежливым, но твердым отказом: «К сожалению, Владимир Владимирович очень занят!»
И вот теперь у Дариги нет даже должности председателя сената. О подробностях того, как принималось это решение, мы узнаем не очень скоро. Но это решение точно было согласованным. Казахстан управляется сейчас по принципу двух ключей.
Токаев самостоятельно решает очень многие вопросы, но не забывает при этом «советоваться» со своим предшественником. Что ждет Даригу впереди? Возможно, временный или постоянный уход в тень. Возможно, предоставление другой, менее значимой должности после некоторого перерыва на «отдых». В любом случае отставка такой противоречивой фигуры с поста «вице-президента» окажет стабилизирующее влияние на казахстанскую политику. Свободнее теперь задышит и сам Токаев, и очень многие его подчиненные. Впрочем, поживем — увидим. Казахстанская политика не зря славится своими неожиданными «виражами на поворотах». Не исключено, что Дарига Назарбаева еще не отпела свою последнюю политическую оперную арию.
Михаил Ростовский