Президент РФ Владимир Путин внес на ратификацию протокол об изменениях в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, который предусматривает введение понятия «координирующее государство», под которым будут формироваться миротворческие силы для участия в операциях под эгидой ООН. Юрист Серик Беркамалов объяснил собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Айше Куанышбек, что это может означать для Казахстана и других стран.
По мнению Беркамалова, понятие «координирующее государство» в ОДКБ противоречит самому смыслу организации как военной договоренности.
«По логике вещей, координирующее государство — это страна, которая будет иметь руководящую роль в объединении, и, соответственно, координировать действия других стран. Это противоречит ОДКБ, так как эта организация изначально задумывалась как равноправное объединение всех ее членов. Думаю, что не стоит соглашаться на принятие таких поправок. Кроме того, наверняка подразумевается, что координирующим государством будет Россия как наиболее сильное государство в экономическом и военном плане. Кроме того, такие решения не стоит обсуждать в то время, как одна из стран-участниц ОДКБ находится в состоянии войны», — говорит он.
По мнению эксперта, особенно тщательно к принятию этих поправок следует подходить странам с меньшим политическим весом на мировой арене — ведь от этих поправок зависит и дальнейшее их позиционирование в мировом сообществе.
«Да, многие сейчас подумали, что Россия рассматривает Казахстан как вторую по военной и экономической мощности страну, входящую в ОДКБ как некий «стратегический запас» для усиления своих военных мощностей. Особенно эти мысли усиливаются на фоне последних призывах казахстанских офицеров в отставке. Здесь нужно отделить одно от другого. Да, Россия может и хотеть привлечь Казахстан в свой конфликт в Украине, но с нормативной точки зрения это невозможно. Войска ОДКБ могут применяться только на территории государств членов. Украина не входит в ОДКБ, равно как и ДНР И ЛНР. Другой вопрос, если военные действия перетекут на территорию России... Но и здесь нужно понимать, что в автоматическом порядке сделать это невозможно. Нужно голосование всех членов организации, как это было в январе в Казахстане», — отметил Беркамалов.
Относительно же призыва офицеров запаса в Казахстане и постоянных слухов о стяжке казахстанских войск на помощь Российскому государству в военном конфликте, эксперт отмечает, что это не более, чем излишние и преждевременные опасения.
«То, что в Казахстане наблюдается вызов офицеров запаса — это нормальная и взвешенная реакция на военную и политическую напряженность в соседних странах. Это адекватная реакция на внешние выпады. Независимо от того есть угроза или нет — мы должны быть готовы к отражению этой угрозы. Тем не менее, Казахстан давно пользуется политикой нейтралитета и дипломатии и участие в конфликте на чьей-либо стороне невозможна», — говорит юрист.
24 февраля Путин принял решение о проведении специальной военной операции по защите Донбасса.
3 марта министерство обороны РК четко озвучило позицию нейтралитета Казахстана в конфликте между Россией и Украиной.