суббота, 27 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

Круизное счастье из Америки свалилось на Казахстан. NT разбирался, что это и как работает

Отметим сразу: этим материалом мы не ставим перед собой цель срывать покровы и вешать ярлыки. Вся информация о деятельности американской компании находится в открытом доступе. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» просто попытался проанализировать ее.

Фото взято у «Коммерсантъ Огонек» / Андрей Шапран
Фото взято у «Коммерсантъ Огонек» / Андрей Шапран

В 2016 году открылась американская компания inCruises, предлагающая своим вкладчикам отдых на лучших круизных лайнерах. Вы вступаете в клуб с обязательными взносами по 100 долларов в месяц. Эти деньги умножаются вдвое и конвертируются в так называемые «круизные доллары», которые можно потратить только на круизы. При этом в первый год вы можете потратить только 60% бонусных денег, во второй — 70% и так далее. Через пять лет можно потратить всю сумму.

Теперь представители компании работают и в Казахстане, активно призывая вступить в клуб. С нами связалась рекламный менеджер Асемгуль (имя изменено) и любезно предложила консультацию. Перед беседой с ней мы ознакомились с условиями членства в клубе, и они вызвали у нас множество вопросов. Ответы на них мы и попытались узнать у девушки.

Американское правосудие

Эту часть соглашения, где говорится о том, что компания не дает никаких гарантий, мы вообще не поняли и попросили Асемгуль объяснить.

— Услуга обязательно будет оказана. Вам же сама круизная линия, а не сайт inCruises отправляет электронный ваучер, посадочный талон и прочее.

Но я же не круизной линии плачу деньги, а вам. И я вижу в договоре, что мне не дается никаких гарантий.

— Скиньте мне этот вопрос, я посмотрю на сайте и дам вам ответ.

К слову, конкретного ответа мы не дождались: девушка отправила нам 25 рекламных брошюр и ссылку на официальный сайт.

Тем временем, кроме удовольствия каждый год отправляться в круиз, можно еще и зарабатывать на них. Оформив партнерство за 195 долларов (плюс обязательный членский взнос в 100 долларов), вы становитесь частью классической MLM-системы: приводите в клуб друзей, коллег, знакомых и получаете часть денег за их взносы. Чем больше людей привели, тем выше ваш статус, а вместе с ним и месячный доход. Однако, юридическая сторона такой сделки также вызывает вопросы.  

Если у меня возникнет какой-либо конфликт с компанией или она внезапно исчезнет, что делать, куда подавать в суд?

— Ну, смотрите, вы же согласны, что когда вы выходите на улицу, у вас нет гарантий — вернетесь вы домой или нет? Или что банк, в котором у вас депозит, не обанкротится и ваши деньги не пропадут?

Не согласен. У нас есть фонд гарантирования депозитов, который решает эти вопросы.

— Компания легальная, имеет официальную регистрацию в пяти штатах Америки, является членом ассоциации CLIA. По американскому законодательству финансовые пирамиды запрещены. Как бы компания смогла зарегистрироваться, если бы была несерьезная? Вы вообще задавались вопросом, как такая компания сотрудничает с такими круизными линиями, которые на протяжении стольких лет работают… У нашей компании есть свои карточки Master Card и Visa, они (платежные системы — прим.NT) сотрудничают только с надежными компаниями, такими как Google. Вы посмотрите на финансовые пирамиды, разве у них есть свои карточки?

Вы мне скажите, куда обращаться, если у меня появятся проблемы?

— Вы обращаетесь в американский суд по месту регистрации компании.

То есть я должен буду ехать во Флориду, чтобы судиться с компанией?

— Да. Но вы заходите в бизнес за 100 тыс тенге. Неужели вы думаете, что компания вас за эти деньги кинет? Я понимаю, если бы вход был хотя бы 2 тыс долларов. Компании уже три года. Финансовая пирамида заканчивается, когда заканчиваются деньги. Там говорят: «Принеси больше и будет классно»…

Дело в том, что в казахстанском правовом поле я смогу обратиться в правоохранительные органы и решить вопрос. А из-за 100 долларов я точно не полечу судиться во Флориду. Ладно, тогда скажите, состоит ли компания в казахстанском фонде страхования туристов «Туристік Қамқор»? В нем состоят все компании, оказывающие туристические услуги в Казахстане.

— Нет, inCruises — это интернет-компания, она не обязана состоять в каких-либо казахстанских ассоциациях.

Googleтоже интернет-компания, но она соблюдает казахстанские законы.

— Возможно, но компании уже три года и не было никаких претензий, это интернет-бизнес. Вы напишите мне название, я отправлю этот вопрос в головной офис.

Впрочем, наша собеседница не слукавила: компания и правда не обязана состоять в казахстанском фонде страхования туристов.

Товарооборот = прибыль?

Асемгуль сама упомянула финансовые пирамиды во время нашего диалога и не затронуть экономическую сторону было никак нельзя. Нас интересовала финансовая модель бизнеса, предлагающего двукратное увеличение вложенных средств без какой-либо очевидной хозяйственной деятельности.

— Становясь VIP-партнером за 195 долларов, вы получаете лицензию — право приглашать в клуб. Как только вы привлечете в наш клуб как минимум пять человек, вы выходите на безоплатное членство. Мы нацелены на товарооборот.

На какой товарооборот? Какие товары вы производите и продаете?

— Товар — это путешествие, членская программа. Либо в качестве клиента, либо в качестве партнера. Клиенты, вступая в нашу компанию, пользуются определенными преимуществами. Наши услуги только для наших постоянных клиентов…

Вы про товарооборот объясните…

— Ну, будем так говорить, это оборот с продажи нашей услуги и информации. Смотрите, когда вы вступаете в клуб, вы платите и тем самым делаете компании товарооборот. Мы, как рекламные агенты, рекламируя данный вид отдыха, зарабатываем для компании прибыть.

То есть компания зарабатывает за счет привлечения новых членов клуба?

— Да.

Но откуда берется прибыль, если я вкладываю 100 долларов, а на выходе получаю 200? В какой момент компания получает свою прибыль?

— inCruises — это международный клуб путешественников, который представляет абсолютно новый продукт: круизные путешествия. inCruises сотрудничает с 16 международными круизными линиями. Заключены эксклюзивные договоры, на основе которых они предоставляют нам круизы со скидкой 70, 80, 92%. А мы у себя на сайте продаем их по прямой цене своим членам со скидкой 50%. Круизные линии сотрудничают с нами потому, что миссия клуба — сделать такой отдых популярным и доступным. Мы — оптовики.

А как серьезная компания может предоставлять такие огромные скидки?

— Смотрите, в мире только 2% людей бывали в круизах. Каждая круизная линия имеет по 20-30 лайнеров, их наполняемость — только процентов 50. Половина кают остается пустой. А еда готовится, персоналу надо платить. Соответственно, для этого и заключаются контракты с inCruises.

Традиционный бизнес

По поводу последнего пункта мы решили проконсультироваться с обычным казахстанским туроператором Гульнарой Джейлан. Нас интересовало: возможны ли в туристическом бизнесе такие коллаборации.

По словам специалиста, заключить такой договор можно, цены и условия обговариваются в каждом отдельном случае, но проверить подлинность этой информации невозможно.

«Есть определенные риски: невозвратный билет, привязка к обязательному наличию своих покупателей и т.д.», — сказала Гульнара.

Столичного юриста Данияра Байгабатова мы попросили прокомментировать членское соглашение клуба. Он назвал неуникальным условие, при котором судиться с компанией нужно исключительно в стране ее пребывания. Такой суд можно даже выиграть, но взыскать свои деньги, по мнению Байгабатова, будет проблематично.

«Типовое соглашение, представленное на сайте, не определяет, кто является сторонами, не определено, по какому законодательству регулируются взаимоотношения, не указана ответственность сторон, вообще ничего не указано. Это просто условия вступления, грубо говоря, переведенные на русский язык. Без учета казахстанских законов.

Условие о том, что любые судебные разбирательства должны проходить в арбитражном суде Майами, в принципе, нормальное. Это называется договорной подсудностью.

И теперь самый главный вопрос: можно ли вернуть свои деньги? 50 на 50. Суд можно выиграть, но получить свои деньги обратно — практически нереально. Компания иностранная, что-то взыскать с нее очень сложно», — высказался юрист.

Илья Астахов

Что думаете об этом?
Нравится 4
Мне все равно 6
Забавно 5
Сочувствую 5
Возмутительно 14