«Заводы перемалывают памятники в щебень»: Археолог рассказала об уничтожении святилища в Алматинской области

Группа археологов-волонтеров поведала, как при попустительстве местных госорганов и бескультурья казахстанцев было разрушено уникальное святилище Архарлы в Алматинской области. Плиты, на которых изображены петроглифы эпохи бронзы и сакские рисунки, постепенно уничтожаются местными предприятиями, которые перемалывают горы в щебень. Кроме того, уникальные памятники страдают от диких туристов, которые закрашивают рисунки своими надписями из баллончиков. Журналист ИА «NewTimes.kz» рассказывает о трехлетней борьбе волонтеров с чиновниками в попытке защитить археологические объекты и наследие наших предков.

«Заводы перемалывают памятники в щебень»: Археолог рассказала об уничтожении святилища в Алматинской области
Скриншот из видео

Об уничтожении святилища Архарлы поведала руководитель группы археологов-волонтеров «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова:

«Это горы Архарлы, северно-западная часть хребта, рядом с поселками Малайсары, Жоламан и Самен. Район не единожды обследовали археологи. Все курганы и могильники вокруг пересчитаны и сфотографированы. 

Было предположение, что где-то рядом имеется и древнее святилище. Но в лабиринте горных ущелий найти его не удалось. И только в августе 2017 года удалось отыскать скопление петроглифов. Но, увы, археологи опоздали. 

Здесь когда-то было святилище, которое действовало как минимум на протяжении нескольких тысячелетий. Оно появилось в эпоху бронзы. Позже здесь оставили свои знаки саки и тюрки. Святилище было разрушено нашими современниками в конце XX — начале XXI века», — рассказывает Гумирова.

При обследовании сопки, где располагались петроглифы, археологи зафиксировали несколько чудом уцелевших сцен. Так, с западной стороны и в центральной части склона сохранилась плита, на которой большая часть фигур датируется эпохой бронзы. 

С южной стороны сопки найдены очень выразительные сакские рисунки оленей, архаров, хищников.

«Кто уничтожил святилище? Из опросов местных жителей удалось восстановить примерную картину произошедшего. Разрушение святилища началась еще в 70-е годы. Народ из окрестных поселков брал плитняк для хозяйственных нужд.

А вот массовое разрушение произошло в лихие 90-е годы и продолжается по сегодняшний дня. 

Помимо диких заготовщиков плитняка, здесь работают два предприятия. Одно из них, «Архарлы тас», поставляет плитняк и колотую брусчатку. Работы там, как нас уверяют, не велись ни в 2017 году, ни позднее. Но техника стоит и в любой момент может возобновить работу. 

А вот ТОО «Щебеночный завод» активно работает, перемалывая горы в щебень с 1968 года.

Возникает резонный вопрос к акимату Алматинской области: кто предоставил участки земли без проведения обязательного археологического исследования? А ведь здесь на каждой сопке есть рисунки», — сетует героиня.

По итогам первой экспедиции в 2017 году группа подготовила отчет, который передали в археологическую экспертизу. Те, в свою очередь дополнив его картами, отправили в управление культуры, архивов и документации Алматинской области. 

«Как известно, все археологические объекты с момента их выявления приобретают статус памятников истории культуры. То есть попадают под защиту государства. Прошло уже три года после того, как в соответствующее управление была передана информация о святилище. И какой результат мы видим?

Еще в августе 2017 года руководство управления культуры, архивов и документации Алматинской области пообещало, что совместно с институтом археологии проведет исследование района, чтобы уточнить количество памятников на этой территории», — вспоминает Гумирова.

К сожалению, весной 2018 года ушел из жизни основатель группы «Охотники за петроглифами» и специалист по наскальным изображениям Алексей Марьяшев.

Исследования, которые были намечены на этот год, волонтеры провели самостоятельно, без какой-либо финансовой поддержки от акимата Алматинской области.

«Исследования мы продолжили и в 2019 году. За два года в северном Архарлы разведали восемь скоплений наскальных рисунков. Часть из них частично или почти полностью разрушена, так же как и центральное святилище.

Об этом мы информировали в октябре 2018 года сотрудников Алматинского областного центра по охране историко-культурного наследия, а также акимов Кербулакского района и села Жоламан.

Чиновники тогда много чего пообещали сделать для сохранения петроглифов. Говорили, что руководство области даже рассматривает вопрос о возврате земли в государственную собственность. 

Кроме двух билбордов, которые падают при первом порыве ветра, а также таблички на въезде в горный массив рядом с поселком Самен, никаких реальных действий пока не предпринято. Ничего не изменилось», — сокрушается арехолог.

Но беда не приходит одна. По словам Гумировой, этот район начали посещать дикие туристы, которые уничтожают рисунки надписями из баллончиков с краской и граффити. 

«Не секрет, что такие туристы — большая проблема для неохраняемых петроглифов. Беда в том, что областные управления туризма при поддержке своего профильного министерства рвутся открывать новые массовые маршруты на петроглифы, не вложив ни копейки ни в исследование памятника, ни в охрану, ни в безопасность маршрута. 

Есть предложение на законодательном уровне по примеру Европы и России ввести ограничение на посещение туристами скопления петроглифов, которые реально не охраняются. То есть находятся на территории национальных парков.

Что касается петроглифов в горах Архарлы, надеемся в ближайшее время получить официальный ответ от управления  культуры, архивов и документации Алматинской области о том, какие реальные шаги предпримет ведомство для сохранения наследия предков, чтобы потом не пришлось его реставрировать», — резюмирует Ольга Гумирова.  

 

Loading...
По теме:

1 декабря, вторник