Актюбинская писательница Гульбахрам Кургулина много пишет о женских судьбах и о том, какой должна быть истинная хранительница семейного очага. В ее новом романе главной героиней стала 63-летняя женщина, которая из-за пандемии теряет родственников и близких. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Марина Сулейменова побеседовала с писательницей о том, какой должна быть хранительница очага и как пандемия повлияла на отношения в казахстанских семьях.
«Пандемия — это общенародное, мировое бедствие, как эпидемии холеры и чумы, которые случались в истории. Поэтому я затронула эту тему, ее сейчас просто невозможно обойти стороной. В такие времена мелкие бытовые проблемы вроде жадности, мелкой зависти, каких-то страхов перед свекровью или наоборот уходят на задний план. Люди задумываются об общечеловеческих ценностях. Вот и моя героиня со своими подружками и добрыми соседями, несмотря на потерю родных и близких, старается продолжать жить и благодарить Бога за то, что есть. Наладить какие-то отношения, не растерять свое доброе сердце. И она хорошо понимает скоротечность жизни. Особенно в период пандемии: сегодня ты жив, а что будет завтра, никто не знает», — рассказывает о своем новом творении Гульбахрам Кургулина.
Кроме того, писательница завершила работу над произведением про своих свекра и свекровей — маму и бабушку мужа (его как первенца воспитывала бабушка).
«Отца свекра расстреляли за то, что он из рода кожа. Потом пришел голод. И свекор в шесть лет остался без матери и отца. Я написала о его судьбе, как его в детстве выкормили молдаване и болгары. Чтобы выжить, он был вынужден есть капусту и свеклу, непривычную для казахов того времени еду. В 16 лет он ушел на фронт. Служил до 1948 года, дошел до Кенигсберга. Секрет его семейного счастья — это, конечно, терпение моей свекрови. У казахов да и у других национальностей уважение к мужу было превыше всего. Но с приходом советской власти роль женщины стала меняться, культивировался образ женщины, которая и рейсы сама поднимет, и в горящую избу войдет», — делится Гульбахрам Кургулина.
Писательница считает, что это извращение естественных понятий.
«Помните фильм «Благословите женщину»? Ходченкова прекрасно играют главную героиню, женщину того поколения. Сколько она вытерпела от мужа? По его вине осталась бездетной, он пил, на фронте с какой-то Катюшкой или Надюшкой обнимался, чуть не остался там, а потом якобы вспомнил ее улыбку. А она как среагировала? Сказала, что благодарна той женщине. «Благодаря ей ты остался жив. Это она за тобой ухаживала». Какая глубокая философия, только задумайтесь! Он явился, нагулялся, хоть и воевал. И такая реакция жены! А сейчас мы, женщины, стали очень мелочны. Нужны только деньги, положение, счет в банке, автомобиль. И при этом такое неудовольствие, если муж даже немного задержался», — считает она.
Тема семейных взаимоотношений красной нитью проходит в творчестве актюбинской писательницы. Ее произведение «Токал» стало одной из самых продаваемых книг казахстанских авторов в 2014 году. После этого Гульбахрам Кургулина опубликовала еще пять книг, среди них «Бессовестные снохи», «И свекровь бывает золотой» и «Как стать суперснохой и золотой свекровью».
«В 80% случаев речь на самом деле идет о хороших, порядочных снохах. «Бессовестные» они в глазах свекровей и золовок. Из-за клеветы заработали такое прозвище. Причем это реальные истории, написаны с разрешения героинь. А вот в романе «И свекровь бывает золотой» действительно о золотой свекрови. Я назвала ее Зере, в честь бабушки великого Абая. Это образ, какой действительно должна быть свекровь. У нее три снохи, три сына и две дочери. Кстати, у казахов считается, что дочь рождается для другого рода. Образ свекрови в книге такой, какой я сама бы хотела быть. Меня расстраивает, когда богатые знакомые говорят о своей невестке «она такая-сякая, нищенка». Но после прочтения книги многие пересматривают свое отношение к бедным снохам. Пусть бедные, но они могут в нравственном плане быть золотыми», — подчеркнула писательница.
В новом романе ее героиня в непростой период пандемии коронавируса старается учиться, бороться со своими пороками и исправлять недостатки. Пандемия переворачивает ее жизнь и сознание, а также окружающих.
«Как говорил великий Абай: «Как знать, проживешь ты еще пять дней или нет? Все люди гостят друг у друга, сам человек — гость в этой жизни, так стоит ли злословить и враждовать?» — заключила Гульбахрам Кургулина.