Дело в отношении Елжана Биртанова было возбуждено незаконно. Об этом сегодня в ходе второго предварительного судебного заседания рассказал адвокат Нурлан Бейсекеев. По его словам, заявление в отношении бывшего министра здравоохранения в правоохранительные органы не поступало, а дело возбудили и зарегистрировали в прокуратуре. Эти и другие факты, по его мнению, являются основанием для прекращения производства по делу Биртанова, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Как стало понятно из выступления защитника Бейсекеева, дело Биртанова началось с аудиторской проверки комитета внутреннего государственного аудита (КВГА) на основании обращения комитета финансового мониторинга (КФМ). Но почему они решили начать эту проверку — неизвестно.
Странность заключается в том, что КФМ обратился в КВГА по этому вопросу 12 декабря 2019 года, а в КФМ некий гражданин Ильясов с таким же запросом обратился почти на месяц позже — 6 января 2020 года.
«Почему-то КФМ обращается в КВГА с просьбой о проведении аудиторской проверки. Что послужило основанием для обращения с этим письмом?» — задался вопросом в суде Бейсекеев.
С результатами аудиторской проверки ознакомился следователь Ашенов. Он указал в своем рапорте, что обнаружил признаки статьи о хищении. Адвокат Бейсекеев подробно рассказал о том, что выявили сотрудники КВГА: нарушения при проведении бухгалтерских проводок между корреспондентскими счетами, нарушения процедурного характера, нарушения законодательства о государственных закупках. Всего на 10 млн тенге.
«Это единственные нарушения, которые были установлены, но они все связаны с неточностями в исполнении законодательства о бухгалтерском учете. Больше ничего. Прошу заметить, что ни о каком хищении 120 млн тенге, как это позволил себе в своем рапорте следователь Ашенов, аудиторы вопрос в предписании не поднимают», — прокомментировал защитник.
Однако дело было возбуждено. В сути обвинений органов следствия к Биртанову адвокат Бейсекеев нашел ряд нарушений. Он обратил внимание на то, что договор о приемке информационной платформы был подписан коллективно, не только Биртановым и Абишевым, но кто остальные подписанты, защитник не указал. Также, по словам адвоката, система при сдаче работы была в рабочем состоянии, а ее интеграция со всеми государственными системами провалилась не по вине Минздрава. Он уверен: обвинение о незаконности заключения договора с компанией Ericsson Nikola Tesla несостоятельно.
Напомним, Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева обвиняют в том, что они приняли и ввели в эксплуатацию нерабочую платформу информатизации министерства здравоохранения, которая должна была объединить всю информацию о пациентах, лекарствах и медицинских изделиях.
Разработкой платформы занималась шведско-хорватская компания Ericsson Nikola Tesla (ЭНТ). Следствие утверждает, что компания ЭНТ не выполнила свои контрактные обязательства, в итоге «платформа не функционирует и не используется медучреждениями, что подтверждается собранными доказательствами». Стоимость невыполненных работ, по версии обвинения, составляет 4,1 млн долларов, или 1,5 млрд тенге.
Кроме того, бывшего министра здравоохранения обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. Во время первой волны заболеваемости КВИ, находясь в рабочей поездке с кабинетом министров, Елжан Биртанов получил положительный ПЦР-тест. Чтобы не подвергать риску здоровье премьера, других членов делегации, а также граждан, он был вынужден воспользоваться бортом санавиации. Это использование было санкционировано бывшим премьер-министром Маминым.
По мнению адвоката Нуржана Бейсекеева, это обвинение также безосновательно и незаконно. Дело было возбуждено и зарегистрировано в книге учета информации и едином реестре досудебных расследований на основании рапорта помощника генерального прокурора, хотя закон не позволяет прокурорам самостоятельно возбуждать дела против граждан.
«Единственное право, которое предоставлено прокурорам, — право регистрации заявления физического лица либо сообщения должностного лица госоргана с просьбой о регистрации заявления в ЕРДР. То есть они должны сообщить о преступлении, а прокурор вправе зарегистрировать это заявление. Законодатель наделил прокурора правом регистрации только в тех случаях, когда указанные лица самостоятельно обратятся с заявлением непосредственно в орган прокуратуры», — пояснил Бейсекеев.
Всего за два предварительных заседания по делу Елжана Биртанова адвокат Нуржан Бейсекеев зачитал три ходатайства. На это ушло порядка четырех часов. Заседание продолжается.
3 ноября 2020 года стало известно, что бывшего министра здравоохранения РК Елжана Биртанова взяли под стражу по факту растраты бюджетных средств в особо крупном размере.
7 ноября суд определил для него меру пресечения домашний арест.
Расследование дела о бывшем министре здравоохранения РК завершили 7 июля, за это время орган досудебного расследования уже несколько раз продлевал сроки для ознакомления участников процесса с материалами дела. В последний раз суд продлил срок до 14 ноября 2021 года.
На судебных заседаниях Биртанов неоднократно заявлял, что непричастен к каким-либо коррупционным делам.
14 мая прошлого года ему выдвинули еще одно обвинение — экс-министра подозревали в том, что он нарушил правила транспортировки с использованием санавиации для перелета из Тараза в Нур-Султан.
Биртанов был в командировке, когда выяснилось, что он заразился коронавирусом, с учетом этого его на борту самолета санавиации доставили в столицу.
19 ноября 2021 года Елжану Биртанову окончательно отказали в отмене домашнего ареста.
17 января 2022 года уголовное дело Елжана Биртанова поступило в суд. 26 января в столице начался суд над бывшим министром здравоохранения.