Завершился XX съезд коммунистической партии Китая (КПК), который проходил с 16 по 23 октября в Пекине. Он приковал к себе особое внимание международного сообщества, так как решалась судьба не только самого Китая, но и многих других стран. Китай является второй экономикой мира, авторитетным членом мировых организаций, таких как ШОС, G20, ООН и БРИКС. Большинство стран мира прислушивается к Китаю и хочет с ним сотрудничать. Поэтому для мирового сообщества важно то, кто будет во главе этой сверхдержавы.
В 2018 году во время сессии Всекитайского собрания народных представителей были приняты поправки в конституцию страны. Из нее убрали положение, по которому председатель КНР мог занимать свой пост только два пятилетних срока. В связи с этим было убеждение, что Си Цзиньпин переизберется на пост генерального секретаря КПК в третий раз, однако интрига все же оставалась, и шла активная дискуссия об изменении курса КНР в случае, если придет новый руководитель.
По итогам XX съезда, как и было предсказано, Си Цзиньпин в третий раз подряд занял пост генерального секретаря КПК. Эта новость вызвала бурное обсуждение, так как является беспрецедентным случаем. Возможно, стоит ожидать, что господин Си станет самым влиятельным политиком Китая со времен Мао Цзэдуна и еще больше укрепит свою власть. Вероятнее всего, стоит ожидать, что в марте следующего года генсек займет пост президента в третий раз.
Что касается Казахстана, то для нас, как соседа такого сильного государства, является положительным знаком то, что господин Си сдержит свои обещания, данные президенту Токаеву во время своего визита в Астану 14 сентября. Тогда господин Си заверил, что Китай и впредь будет поддерживать Казахстан в вопросах защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности.
Стоит отметить, что во время своей речи на церемонии открытия съезда КПК Си Цзиньпин сказал, что Китай будет еще больше открыт миру и способствовать мировому развитию. Тут есть вероятность того, что Китай увеличит свои инвестиции в другие развивающиеся страны и Центральная Азия не будет исключением. При этом было заявлено, что КНР ни в коем случае не претендует на роль гегемона и не будет расширять свои границы, а также будет придерживаться независимой и мирной внешней политики. Есть предположения, что слова господина Си были направлены в адрес тех стран и граждан, которые опасаются захвата их территорий Китаем и громко высказывают свое недовольство по отношению к Поднебесной.
Во время съезда было сказано, что Китай категорически выступает против попыток сепаратизма и каких-либо внешних вмешательств. Господин Си твердо заявил, что вопрос Тайваня является только делом Китая и никого больше. Было подчеркнуто, что страна будет решать все дипломатическим путем, но в крайнем случае она готова защитить свою территорию вооруженными силами. И последнее было подкреплено объявлением КПК об увеличении скорости модернизации военной теории, персонала и вооружения.
Тут стоит уточнить, насколько важна такая категоричность китайского правительства, ведь если США продолжит свои попытки вмешательства в тайваньский вопрос, возможно, стоит ожидать войну между Китаем и США. Однако, какой вид войны возможен, можно только гадать. Есть версия холодной войны, как между США и СССР, или же вооруженный конфликт, который втянет в себя полмира.
Вероятнее всего, Казахстану будет еще сложнее сохранять многополярность в политике, как ему сейчас удается с поддержкой Китая, которая так же сохраняет нейтралитет в вопросе Украины. В вопросе о том, какую сторону может принять Казахстан в случае конфликта КНР и США, нужно помнить, что наши экономические и политические связи с обеими этими странами прочны. Мы выстраивали и развивали эти дружеские отношения долгие десятилетия с помощью искусной дипломатии и культурного обмена.
В связи с нашим нелегким положением остается лишь надеяться на утепление отношений между этими странами, а также на мудрость и благоразумие глав государств.
Китай продолжит политику нулевой терпимости к КВИ и уверенно идет к тому, чтобы одержать здесь победу. В связи с этим не стоит ожидать, что страна полностью откроет свои границы в ближайшее время. Однако все больше международных рейсов с Китаем возобновляется и количество карантинных дней сокращается. Как было упомянуто выше, Китай настроен на большую открытость миру и готов вносить свой вклад в мировую экономику.
Тут возникает небольшой диссонанс между двумя этими утверждениями. Можно предположить, что имелось в виду ослабление ковидных ограничений для бизнеса, но при этом никаких послаблений для туристов и местного населения не будет. Возможно, такое решение было бы самым оптимальным для китайского правительства и бизнеса в целом, так как весь ковидный период КНР, так же как и все другие страны, переживал спад экономического развития. Однако все меры, что приняло правительство, смогли смягчить удар по экономике и снизить процент смертности населения от вируса.
В то время как многие страны были полностью открыты и продолжали работать, Китай был полностью под карантином. Именно этот шаг помог КНР сбавить обороты распространения вируса и уже через сравнительно короткое время смог вернуться во вполне нормальное состояние, чего не скажешь о многих других странах, где уже вовсю была вторая и третья волна.
Зауре Джанусакова,
студентка магистратуры школы политики и международных отношений Восточно-Китайского педагогического университета (ECNU)