четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
18oC
Астана:
icon
2oC
1xadv
×

Досрочное снятие пенсионных денег в РК: Что известно сейчас

Члены рабочей группы изучили текущее состояние и перспективы развития накопительной пенсионной системы, возможные риски, международный опыт, приняв во внимание предварительные актуальные расчеты по устойчивости ЕНПФ, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу премьер-министра РК.

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

В состав рабочей группы вошли депутаты сената и мажилиса парламента РК, представители заинтересованных государственных органов, Нацбанка РК, ЕНПФ, ГФСС, ФСМС, общественных объединений, организаций и независимые эксперты, в том числе советник президента Олжас Худайбергенов.

Читайте также: Советник Токаева: «Пенсионная система в Казахстане абсолютно провальная»

Выработанные подходы были поддержаны большинством членов рабочей группы, одобрены советом по экономической политике и получили одобрение главы государства как «первый шаг в решении этого важного вопроса».

В частности, рабочей группой предложены следующие варианты использования части пенсионных накоплений.

Первая категория — работающие граждане, которым предлагается предоставить право использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение (по отдельному перечню) — это вкладчики ЕНПФ, имеющие пенсионные накопления, превышающие порог достаточности (порядка 100 тыс человек).

При этом порог достаточности рассчитывался ЕНПФ для каждого возраста отдельно, для мужчин и женщин.

Во внимание принималось, что люди молодого возраста имеют более длительный период трудовой деятельности (до достижения пенсионного возраста) для продолжения накоплений.

Предложенный ЕНПФ порог достаточности является минимальной пороговой суммой пенсионных накоплений, которая должна накопиться у среднестатистического вкладчика, постоянно участвующего в накопительной пенсионной системе (т.е. регулярно уплачивающего пенсионные взносы), с учетом последующего пополнения до суммы, необходимой для обеспечения пожизненных выплат, за счет новых взносов и инвестиционного дохода.

Чем младше вкладчик, тем ниже порог достаточности.

К примеру, для вкладчика 40-летнего возраста (со средним трудовым стажем 18-20 лет) минимальный порог накоплений составляет 6,9 млн тенге для мужчин и 9,8 млн тенге для женщин.

Для 63-летнего вкладчика, т.е. человека, достигшего пенсионного возраста, этот порог составил 8,2 млн тенге для мужчин и порядка 10,1 млн тенге для женщин.

Вторая категория — это состоявшиеся пенсионеры, которым предлагается воспользоваться 50% своих пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение.

При этом обязательным условием является размер назначенной пенсии (базовая, солидарная и накопительная), обеспечивающей замещение утраченного дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует международным стандартам. Таких пенсионеров насчитывается 119,5 тыс человек.

На сегодняшний день разрабатывается «Дорожная карта» по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы.

По поручению президента также продолжится работа по постепенному расширению круга граждан, которым будет предоставлена возможность целевого использования части пенсионных накоплений.

Читайте также: Худайбергенов о возможности покупки жилья на пенсионные: Поручение Токаева не выполнено

Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые должны уплачиваться в пользу работников, перенесено с 2020-го на 2023 год.

Таким образом, в Казахстане будет выстроена пенсионная система, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и работника.

По актуарной оценке ЕНПФ, 5% дополнительные взносы работодателя (в совокупности с другими мерами) позволят поддержать уровень замещения пенсионными выплатами не ниже 40% от их прежнего дохода граждан (минимальные стандарты Международной организации труда).

Это актуально, в особенности для низкодоходной категории работников.

Вместе с тем по поручению главы государства необходимо проработать вопрос сохранения баланса между стабильностью социальной и пенсионной систем и сохранения стимулов для бизнеса к созданию рабочих мест и повышению заработной платы.

Для реализации данного поручения рабочей группой выработаны предложения по упрощению механизма уплаты социальных платежей из фонда оплаты труда (в т.ч. ИПН, соцналог, обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, взносы/отчисления в систему обязательного социального и медицинского страхования), а также по унификации дохода, с которого работодатели уплачивают социальные платежи.

Помимо прочих преимуществ, данное предложение позволит снизить общую нагрузку на фонд оплаты труда для работодателей с 41% (запланированного на 2025 год) до 35% к 2029 году за счет постепенного введения 5% взносов работодателя и снижения ставки соцналога.

Кроме обозначенных выше мероприятий, в проекте «Дорожной карты» предусмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию системы минимальных гарантий (включая методику определения размера минимальной пенсии и др. социально значимых показателей) и введение минимально гарантированной пенсии.

Важно отметить, что предложения, которые рассматриваются в данном направлении, в основном направлены на повышение адресности и эффективности расходования средств госбюджета на выплату базовой (конституционно гарантированной) пенсии. При этом государство, как и прежде, гарантирует сохранность пенсионных взносов в ЕНПФ.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 19
Сочувствую 0
Возмутительно 2

В статье: