Бывший депутат сената Ерлан Нигматулин — брат-близнец экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина назван одним из главных «серых» криптовалютчиков Казахстана с нелегальным доходом 40 млн долларов в год, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Telegram-канале Shishkin_like.
По данным журналиста Дмитрия Шишкина, Ерлан Нигматулин числится как криптовалютчик №2 в рейтинге «серых» майнеров. В 2020-2021 годы он входил в 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана.
«Таланты этого бизнесмена хорошо видны в криптобизнесе, здесь он отличился особо: его ферма не только майнила биткоины под видом производства кокса и литейного производства, получая электроэнергию по низким тарифам, но еще и получила на свое развитие кредит от Банка развития Казахстана (БРК). Всего криптоферма Нигматулина могла намайнить за год, по нашим подсчетам, биткоинов на $40 млн», — утверждает Шишкин.
Криптовалютчик №1, по словам журналиста, это Андрей Ким, который, как отмечается, через своих партнеров Алана Дорджиева и Абдумалика Мирахмедова аффилирован с «евразийской тройкой».
«Его компании — ТОО «AISolutions», ТОО «BCD Company», ТОО «KZ Systems» — участники международного технопарка Astana Hub и по этой причине получали преференции от государства, хотя не имели на них права, поскольку занимались на самом деле майнингом, а не заявленным бизнесом. Размах их деятельности впечатляет: только за квартал они потратили 183,2 млн кВт/ч электроэнергии. По оценкам экспертов в криптомайнинге, этого количества энергии хватит, чтобы произвести 1564 биткоина. По курсу на середину мая ($30,6 тыс за биткоин) это $47,8 млн за квартал, или $191,4 млн в год», — добавил журналист.
Напомним, 11 января президент Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что упомянутый журналистом БРК превратился в личный банк для узкого круга лиц.
«Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно», — заявил Токаев.
Пользуясь доступом в высокие кабинеты, по словам президента, они получали привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли бы быть использованы для развития именно МСБ. В связи с этим Токаев поручил правительству перестроить деятельность Банка развития Казахстана.