Политолог Данияр Ашимбаев прокомментировал интервью Главы государства, которое было опубликовано 3 января в издании «Ana tili», передает ИА «NewTimes.kz».
Он заявил, что Токаев, благодаря этому интервью, запустил новый политический сезон.
«Президент, как видим, акцентирует национальную тематику. Если прилагательное «казахстанский» было употреблено только 3 раза, то «казахский» звучало намного чаще: помимо языка Токаев упомянул «казахский народ», «казахскую государственность», «казахские банки», «казахскую сторону», «казахской дипломатию», «казахскую интеллигенцию», «казахские традиции и культуру». Сам выбор казахскоязычных изданий для «новогоднего» интервью лишний раз должен подчеркивать роль нациестроительства в политике президента», — пишет Ашимбаев.
Также политолог подчеркнул, что значительную часть интервью, как и новогоднего обращения, Токаев посвятил перечислению производственных, политических и международных достижений.
«Токаев отверг частую критику в адрес власти, заявив, что «мы успешно справляемся со всеми кризисными ситуациями». Более того, он отметил «эффективность государства». Президент заодно и отверг «утверждение о перекосе в моей деятельности в сторону внешней политики». Глава государства, по его словам, ежедневно занимается вопросами внутренней политики и считает эту работу абсолютно необходимой. Токаев опроверг слухи о своем возможном избрании генеральным секретарем ООН и досрочных президентских выборах. Интересен и тезис президента - «у меня большие планы по развитию страны на много лет вперед, которые я намерен реализовать». Токаев не стал здесь повторять слова про однократное президентство (до 2029 г.). В принципе, это разумно, ведь он говорил год назад, что «положение об однократном семилетнем сроке для президента являются неизменными». А, как мы знаем, частый фокус на одном и том же тезисе вызывает больше сомнений», — приводит цитаты из интервью политолог.
Также он напомнил, что Токаев опроверг и слухи о досрочных парламентских выборах, а также о переходе к парламентской форме правления.
«Впрочем, нужно следить за формулировками: «президентская форма правления сейчас и в ближайшем будущем – наиболее оптимальная». Президент мудро дистанцировался от реформы часовых поясов, указав на то, что это решение правительства, и пусть они с парламентом ищут правильное решение. По перспективам правительства Бектенова Токаев воздержался от однозначных оценок, а вот работу руководителей-экономистов оценил как посредственную (тут глава государства повторил свое традиционное мнение о дефиците идей и кадров). Зато президент продемонстрировал веру в поставленные планы, а также в искуственный интеллект и даже «роботов, которые многократно обойдут человека по интеллекту и к тому же обретут такое качество, как эмпатия, то есть чувства и эмоции, характерные для людей». Стратегический курс на национальное развитие превентивно коснулся и этой темы. Токаев сообщил, что уже готов «искусственный интеллект, который думает, анализирует и разговаривает на казахском языке», — заявил политолог.
Как и год назад, Токаев вернулся к теме январских событий 2022 года. Ашимбаев напомнил, что в интервью «Егемену» Президент указывал в качестве причины «многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества». В этот раз, Токаев несколько перефразировал, указав на «очевидную социальную несправедливость, политический застой, а также неуемные амбиции заговорщиков».
«Такая позиция президента Токаева понятна, ибо на ней построен его курс. Глава государства подчеркнул, что «Казахстан – это социальное государство», акцентировал принцип «Закон и Порядок», вновь раскрыл принцип «Справедливое государство» и подробно напомнил о своих реформах, результатом которых реформ стали, по его словам, «открытость и эффективность ключевых политических институтов, усиление системы сдержек и противовесов между ветвями власти и, главное, расширение и активизация участия граждан в политической жизни». Президент указал, что «все это надежная гарантия против политического застоя»», — объясняет свои доводы Данияр Ашимбаев.
Также политолог пишет, что год назад Токаев осудил «спекулятивные версии», «безответственные и провокационные разговоры».
Сейчас он упомянул «ангажированные лица», «определенные политические расчеты», «жонглирование фактами», «манипулирование эмоциями граждан», «безответственных политиканов», «недостоверную, лживую информацию».
«По мнению президента, было проведено объективное расследование, которое прошло в открытом режиме. Токаева явно не устраивает наличие в общественном дискурсе оценок событий, альтернативных официальной точке зрения. Отметим и определенный парадокс: государство в интересах построения нового курса экспроприировало часть лозунгов у тех, кто обеспечивал информационную поддержку «народному восстанию», что в итоге породило наличие альтернативных точек зрения на причины январских событий. В определенной степени мы видим и дуализм в оценке деятельности первого президента», — парирует Ашимбаев.
Он уточняет, что с одной стороны, Касым-Жомарт Токаев пытается объективно оценить исторические заслуги Нурсултана Назарбаева перед Казахстаном (или по крайней мере, обозначить необходимость объективизма), а с другой — связать с его курсом те самые «несправедливость» и «застой», борьба с которыми поставлена в основу политики построения «Нового Казахстана».
«Характерно и то, что Токаев практически дословно повторил свой прошлогодний тезис о двоевластии и возмущение по поводу того, что «Елбасы стоял выше президента»», — сказал политолог.
Обратил Данияр Ашимбаев внимание на тезис Президента касательно недавней встречи Назарбаева с Путиным.
«По его мнению, «они, видимо, встречаются как давние друзья и коллеги, им есть что вспомнить». Токаев заявил, что Назарбаев «морально и политически тесно связан с Кремлем»», — написал он.
Но, политолог обратил внимание на современные отношения между Астаной и Москвой.
«Совсем другое дело – современные отношения между Токаевым и Путиным! Президент Казахстана указал, что их «общение позволило укрепить взаимопонимание относительно актуальных проблем двустороннего сотрудничества и международной повестки». По его словам, «мы беседуем по телефону, встречаемся в рамках международных форумов, одним словом, находимся на постоянной связи», — высказался эксперт.
Характерно, что говоря о внешней политике страны, Касым-Жомарт Токаев упомянул только трех самых важных лидеров – Путина, Си Цзиньпина и Дональда Трампа, который в ходе недавнего телефонного разговора «поинтересовался нашим видением прекращения военных действий на Украине».
«А вот говоря о тюркской интеграции, Токаев подчеркнул, что именно «Казахстан стоял у истоков Организации тюркских государств». И это очень правильно, поскольку этот процесс нельзя отдавать на откуп чужим геополитическим интересам. Интервью получилось огромное, но интересное.
Токаев скопом высказал свое мнение по множеству накопившихся вопросов. Понятно, что Касым-Жомарт Кемелевич не любит ни экспромтов, ни чрезмерного «очеловечивания» своего образа. С другой стороны, президент показал в этой беседе много личного - не просто главы государства, а живого человека. Но это можно понять, только вдумчиво работая с текстом», — говорит политолог.
Соглашается Данияр Ашимбаев и с тезисом Токаева, что «нельзя недооценивать значение письменных текстов, они все же служат важным источником информации о государственной политике».
Особое отношение есть у президента по отношению крупному бизнесу. Токаев обозначил «справедливое распределение национального богатства», отмену «неправомерно полученных преференций и льгот», «возвращение государству незаконно приобретенных активов». В то же время он подчеркнул, что это не означает «тотальную экспроприацию». В другой части интервью Токаев отметил, что его «радует социальная ответственность» крупного бизнеса, который, кстати, внес ощутимый вклад в устранение последствий наводнения.
«Роль крупного бизнеса таким образом определяется президентом прежде всего как социальная. Интересно и то, что Токаев все чаще выступает за использование средств Нацфонда для строительства крупных инфраструктурных объектов, которые дадут мощный импульс развитию экономики». Президент таким образом все больше обозначает то, что главным инвестором должно стать государство», — пишет политолог.
Напомним, 3 января было опубликовано расширенное интервью Президента РК в издании «Ana tili». Он высказался о ситуации с паводками, о переходе на единый часовой пояс, резонансном убийстве в Талгаре. Также Президент Казахстана Касым-Жомарт заявил о важности развития атомной энергетики в стране.
Читайте также: Насколько реален переход Казахстана к парламентской системе государственной власти?
Рассказал Токаев и об отношениях с мировыми лидерами крупных держав: он поделился подробностями государственного визита Владимира Путина в Казахстан, который состоялся в ноябре прошлого года, раскрыл детали разговора с Дональдом Трампом и подчеркнул в беседе, что дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с Китаем останется важной задачей казахской дипломатии.