Вопрос о ситуации на казахстанско-кыргызской границе, периодически обостряясь, поднимается Кыргызской Республикой уже более года, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу министерства торговли и интеграции РК.
В ведомстве отметили, что все это время Казахстан безуспешно призывает соседей решить вопрос прозрачности перемещения грузов комплексно с применением цифровых технологий путем обмена данными по перемещающимся транспортным средствам, применения электронных пломб к грузовикам и другими способами.
С начала прошлого года по июнь 2020-го через казахстанско-кыргызскую границу в направлении Казахстана и России проследовало почти 80 тыс грузовых автотранспортных средств. Из них проведена выборочная проверка 1547 транспортных средств, в 1505 случаях выявлены грубейшие нарушения налогового законодательства Казахстана.
Так, указаны фиктивные получатели в Казахстане или России, перемещаемые товары не соответствовали тому, что было указано в сопроводительных документах. В результате были доначислены налоговые платежи на сумму более 5 млн долларов США.
«Несмотря на указанные факты, Бишкек остается глухим к конструктивным предложениям Нур-Султана, продолжая будировать вопросы «мифических барьеров». Такое поведение наших партнеров наводит на справедливые подозрения о намеренном отказе от добросовестного сотрудничества в целях ухода от легального перемещения прежде всего товаров народного потребления, ввозимых из КНР на территорию стран ЕАЭС. Об этом свидетельствуют излишнее обострение данного вопроса, информационные атаки и рассмотрение данного вопроса на площадке ВТО, к которой данные вопросы не имеют отношения», — заявили в министерстве торговли и интеграции РК.
О том, что вопрос «серьезно раздут», свидетельствует и проведенный двусторонний хронометраж прохождения пункта пропуска границы.
Так, в силу пропускной способности пунктов одновременно могут проходить досмотр до 20 автомашин, при этом контроль на казахстанском участке границы занимает 20-22 минуты, из них 3-5 минут — сканирование документов для налогового контроля. Это зафиксировано протоколом двухсторонней встречи между представителями рабочих групп Казахстана и Кыргызской Республики, состоявшейся 3 июня.
При этом определенные скопления автотранспортных средств на казахстанско-кыргызском участке границы, наблюдаемые в последние месяцы, обусловлены рядом объективных причин.
Первое — приостановление в связи с пандемией COVID-19 работы пяти автомобильных пунктов пропуска из семи существующих. Необходимо отметить, что, несмотря на пандемию, Казахстан полностью не закрывал пункты пропуска для передвижения грузов, лишь сократил количество действующих пропускных пунктов с обеспечением установленных санитарно-карантинных норм.
На сегодня в связи с улучшением эпидемиологической обстановки принято решение о постепенном возобновлении работы всех пунктов пропуска в ближайшее время.
Так, с сегодняшнего дня начинает работать пункт пропуска «Сыпатай батыр», что позволит существенно разгрузить действующие пункты пропуска и ускорить время прохождения грузовых авто через границу.
«Решение о закрытии пунктов пропуска принято Казахстаном в целях недопущения ввоза и распространения коронавирусной инфекции. Вопросы эпидемического благополучия относятся к вопросам национальной безопасности, что является исключительной прерогативой национальных правительств. Следует отметить, что всего было закрыто 20 пунктов пропуска по всему периметру государственной границы. В основном это пункты, через которые в большинстве перемещаются физические лица», — сообщает министерство торговли и интеграции Казахстана.
Еще одним фактором стал традиционный рост количества перемещаемых большегрузов, связанный с началом сезона созревания плодоовощной продукции.
Так, например, в мае прошлого года через семь пунктов пропуска прошло 5589 автомашин и среднее скопление в пунктах пропуска составляло 60-70 автомашин, в этом году за май через два пункта пропуска границу пересекла 4261 автомашина, что в пиковые дни вызвало скопление автомашин до 500 в день.
Таким образом, скорость прохождения транспортных средств замедлилась в связи с количеством транспортных средств на каждый пункт пропуска.
В ведомстве отметили, что приоритет при прохождении границы отдается автотранспорту, груженному плодоовощной и другой скоропортящейся продукцией.
«Проведение кыргызской стороной карантинно-контрольных мер непосредственно на пунктах пропуска является причиной заторов на кыргызской стороне. Проводимые мероприятия включают в себя экспресс-тестирование на COVID-19, анкетирование водителей, а также санитарную обработку транспортных средств. Все это вкупе занимает достаточно продолжительное время», — подчеркнули в пресс-службе министерства.
В свою очередь, казахстанская сторона для соблюдения карантинных норм на границе проводит только анкетирование водителей. Процедура проводится при пограничном досмотре и не занимает дополнительного времени. Далее уже на территории Казахстана у водителей большегрузов берется ПЦР-анализ.
К слову, водитель не дожидается результатов теста, а отправляется по оговоренному маршруту. В случае выявления инфекции в анализах водителя находят по анкете. В случае отрицательного теста водитель следует к месту назначения беспрепятственно.
В МТИ отметили, что данный вопрос дважды рассматривался коллегией Евразийской экономической комиссии, занимая по четыре часа обсуждений, в результате не принято решение о наличии барьера в действиях Казахстана.
В свою очередь, действия комитета государственных доходов министерства финансов РК в части осуществления экспортного и налогового контроля признаны коллегией ЕЭК легитимными, учитывая, что данные меры относятся исключительно к национальной компетенции.
Ранее сообщалось, что сотни автомашин застряли в пробке на казахстанско-кыргызской границе. Тогда вице-премьер-министр Кыргызстана Эркин Асрандиев заявил, что проверка со стороны казахстанской стороны проходит медленно и ситуация на границе противоречит договоренностям союзных государств.
Однако комитет государственных доходов РК заявил, что очереди из фур образуются на границе не по вине казахстанской стороны, а кыргызская сторона намеренно обостряет ситуацию.
В свою очередь в Минэкономики Кыргызстана заявили, что действия казахстанской стороны создают недобросовестную конкуренцию между субъектами предпринимательства стран ЕАЭС.