Подводя итоги, редакция ИА «NewTimes.kz» решила вспомнить самые громкие скандалы и шокирующие общественность истории, приключившиеся с Казахстаном и казахстанцами в этом стремительно заканчивающемся году.
Скандалы с ЭКСПО
На протяжении всего года буквально из каждого утюга громыхало гордое название ЭКСПО-2017, являвшегося поистине самым ожидаемым событием лета. Но и его не обошла стороной череда скандалов.
Сразу же после старта выставки Интернет заполнили посты о том, что, несмотря на официальное открытие, повсюду продолжается стройка, цены заоблачные, туалеты грязные и вообще там не на что смотреть. И хотя позитивных отзывов было предостаточно, негативным верили больше.
Буквально через пару дней Сеть взорвала новость о треснувшем стекле в павильоне «Нур Алем». В нацкомпании эту информацию подтвердили, однако убедили общественность в скорой замене бракованного сегмента.
Среди различных отзывов о выставке, самым запоминающимся был комментарий американского журналиста Джеймса Палмера, назвавшего ЭКСПО-2017 скучным, а Астану «захолустной столицей». По его мнению, основной задумкой ЭКСПО стала возможность казахстанских властей «потешить собственное эго».
Данное заявление настолько вывело из себя шефа пресс-службы нацкомпании «Астана «ЭКСПО-2017» Сергея Куянова, что министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев был вынужден уточнить: ««Вы должны понимать, что Сергей находится под очень большим эмоциональным стрессом, это связано с работой».
В августе один из волонтеров корейского павильона разнес новость о том, что казахстанцы зачастую присваивают выданные им для изучения экспозиций планшеты. В выставочном павильоне Южной Кореи факт кражи планшетов подтвердили и даже пообещали расширенный комментарий, но потом от своих слов отказались.
И вот, спустя 2 месяца после закрытия выставки, ЭКСПО вновь напомнило о себе. В Сети распространилась новость, что «ЭКСПО распродает мебель и бытовую технику», при этом оказалось, что весь выставленный на продажу ассортимент, во-первых, не лучшего качества, а, во-вторых, стоит слишком дорого по меркам б/у товаров.
Скандалы с программой «Болашак»
Скандальная лихорадка в этом году коснулась и Центра международных программ, курирующего стипендиальную программу «Болашак». Вначале сотрудники АО «ЦМП» потребовали снятия с должностей нынешнего руководителя Жанболата Мелдешова и его заместителей, заявив о творящихся безобразиях: «кумовстве», нарушении правил отбора претендентов, отработках на госслужбе, а следом обнародовали и полный текст письма с конкретными претензиями.
Это не могло остаться без внимания, и МОН на время проведения комплексного служебного расследования по факту обращения сотрудников отстранил президента ЦМП Жанболата Мелдешова от исполнения служебных обязанностей.
25 мая в скандал вновь «подбросили дровишек», когда действующий сотрудник анонимно рассказал о мотивах борьбы с Мелдешовым, его угрозах после «отстранения» и предоставил аудиозаписи некоторых заявлений главы АО «ЦМП».
В итоге, проотсутствовав на рабочем месте около месяца, глава ЦМП вернулся на работу, получив строгий выговор. Но это было лишь затишье перед бурей.
В июле на горизонте появилась разгневанная выпускница «Болашака», которая через Facebook заявила о решении подать в суд на АО «ЦМП». Она сообщила, что 8 лет ЦМП не снимает с обременения квартиру ее мамы в Павлодарской области, ссылаясь на то, что девушка все эти годы не работала по профессии. Жанболат Мелдешов признал, что в системе были недочеты и даже предложил выпускнице работу в ЦМП.
Еще одним ударом стало заявление бывшего выпускника «Болашака», которого незаконно лишили степени стипендиата и потребовали возврата средств, обвинив мужчину в нарушении условий договора.
В августе, казахстанцев не оставила равнодушной новость о том, что грант по программе «Болашак» получила вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева, а в октябре внезапно выяснилось, что «проверка МОН прошла формально, для галочки, а ситуация никак не изменилась». Об этом сообщили вновь обратившиеся в СМИ действующие сотрудники. Они обвинили главу «Болашака» в некачественном менеджменте, давлении, нездоровой обстановке и нецелевом использовании бюджетных средств.
Скандалы образования и многочисленные просьбы отставки Сагадиева
Длительный скандал с программой «Болашак» и президентом ЦМП, однако, был лишь одним звеном в череде скандалов, буквально преследовавших МОН по пятам. Полагаю, что столько обещаний, сколько давал в этом году министр образования и науки Ерлан Сагадиев, не давал, наверное, никто.
Вначале года он обещал сократить объемы домашних заданий, отменить обходы учителями дворов и заменить бумажную отчетность на электронную.
Отставки министра в этом году требовали трижды. Первым стал общественный деятель МухтарТайжан, заявлял, что «инициативы и действия министра Сагадиева по реформированию среднего, высшего и послевузовского образования вызывают у общественности глубокую и оправданную тревогу». Второй оказалась уволенная «за участие в научном форуме в Иране» экс-зампред комитета по науке МОН Ляззат Кусаинова, сообщившая, что Сагадиеву «не место в министерском кресле». Третьим был студент Иван Артаев, неудовлетворенный ответом министра о невозможности диктовки учебным заведениям их ценовой политики.
В августе провал следовал за провалом. А началось все с того, что многие выпускники не смогли получить возможность бесплатного обучения, несмотря на высокие баллы по результатам ЕНТ. Гранты достались в основном выпускникам сельских школ и обладателям «Алтын белгi», вне зависимости от набранных баллов.
Тогда разгневанные родители устроили бунт у здания министерства образования и вынудили сделать новый список, исключив оттуда «Алтын белгі». На следующий день оказалось, что обладатели «Алтын белгі» зачислены не на те специальности, которые выбирали.
Много разговоров летом было и о новых учебниках, введенных в 5-7 классах общеобразовательных школ. Сначала всех смешили и злили «сказки о Пызявке», потом активные родители обвиняли учебники по математике в плагиате, а после и вовсе появились слухи о наличии в книгах интимных иллюстраций.
Вишенкой на торте и показателем работы МОН стала новость о том, что спустя полмесяца с начала учебы в школах Астаны до сих пор нет учебников. Все, что могли сказать в управлении образования: «Мы такого не ожидали».
Политическая неразбериха с Кыргызстаном
Конфликт с Кыргызстаном случился в сентябре и явился, как говорится, откуда не ждали.
20 сентября МИД Кыргызстана вручил ноту протеста временному поверенному Республики Казахстан, в связи со встречей в Алматы президента Нурсултана Назарбаева с одним из кандидатов в президенты Кыргызской Республики.
Казахстанское правительство не на шутку удивилось и, в свою очередь, ответило Кыргызстану нотой протеста.
Однако такой ответ Казахстана президента Кыргызстана не устроил, поэтому 7 октября в некоторых кыргызстанских СМИ был опубликован ряд высказываний в адрес руководства Казахстана. В частности, говорилось о том, что Казахстан навязывает Кыргызстану руководителей. МИД Казахстана заявил решительный протест и посчитал эти высказывания недопустимыми в отношениях между двумя дружественными государствами.
Но даже после того, как Алмазбек Атамбаев признал свою неправоту, сообщив: «Я, наверное, был неправ, когда эмоционально говорил про президента Казахстана Назарбаева», анализировать и комментировать слова президента Кыргызстана не перестали.
Например, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев решил проинформировать кыргызскую общественность о реальном экономическом развитии Казахстана, политолог и председатель правления АО «РТРК «Казахстан» Ерлан Карин заявил, что «своими эпатажными выступлениями и антиказахстанской риторикой Атамбаев пытается увести общественность от обсуждения его президентства», а спикер сената Касым-Жомарт Токаев констатировал, что «очередная истеричная речь Атамбаева с грязными нападками на Казахстан идет только во вред отношениям истинного добрососедства».
После возникновения некоторой напряженности между Кыргызстаном и Казахстаном, на границе этих двух стран внезапно разгорелись проблемы. Пользователи социальных сетей кыргызстанского сегмента стали активно сообщать о проблемах при переходе границы между Казахстаном и Кыргызстаном, который теперь занимает 4-5 часов. При этом проблема оставалась сложной в течение четырех дней.
И только на пятый день появилась информация, что операция по усиленному контролю казахстанско-кыргызского участка государственной границы ведется в плановом режиме.
19 октября в Астане состоялись переговоры по казахстанско-кыргызской границе, на которой премьеры Сагинтаев и Исаков рассмотрели вопросы, касающиеся пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования, с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС и ВТО.
Скандалы с ЕНПФ
9 января было объявлено об аресте руководителей ЕНПФ: председателя правления Руслана Ерденаева, начальника управления финансовых рисков департамента управления рисками АО «ЕНПФ» Мусы Бахтова, председателя наблюдательного совета АО «АлатауМунайАлтын» Бахытжана Кенжебаева и директора ТОО «БузгулАурум» Найзагарина. Им предъявлено обвинение в присвоении и растрате вверенного имущества.
В ходе досудебного расследования Руслан Ерденаев изъявил желание сотрудничать со следствием, оказал содействие, вину в содеянном признал полностью и чистосердечно раскаялся.
А потом как гром среди ясного неба грянула новость, что «71,3 млрд тенге активов пенсионного фонда вложено в облигации ставшего проблемным Международного банка Азербайджана», который временно не в состоянии возвращать деньги, вложенные зарубежными инвесторами. Об этом сообщил экс-вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Рахим Ошакбаев.
С заявлением о том, что обанкротившийся крупнейший банк в Азербайджане будет погашать долг за счет нефтяных денег, выступил член коллегии адвокатов этой страны Акрам Гасанов, уточнив: «Беспокоиться не нужно».
При этом многие отечественные экономисты мнение азербайджанского адвоката не поддержали, заявив, что нельзя было так легкомысленно распоряжаться деньгами десяти миллионов вкладчиков.
ЕНПФ, в свою очередь, сослался, мол, «инвестиционное управление пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда осуществляет Национальный банк РК», с него и спрос.
Тем временем Международный банк Азербайджана предложил несколько вариантов реструктуризации своей задолженности. В итоге стало известно, что большинство кредиторов проголосовало за обмен текущих обязательств банка в иностранной валюте на новые облигации банка и государств.
Общественные скандалы
В начале января Казахстан сотрясла новость о необходимости временной регистрации. Как пояснил замминистра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев, наряду с регистраций по постоянному месту жительства, существует регистрация по месту временного пребывания, которая оформляется на определенный срок.
После такого извещения, казахстанцы со страшной силой стали штурмовать ЦОНы.
В это же время Интернет потрясли две смерти, произошедшие в очередях в ЦОНах: в Алматы и Алматинской области. Некоторые связали произошедшие трагедии с обязательной регистрацией.
Летом всех возмутила история юной жительницы ВКО Елены Ивановой, обвинившей экс-депутата и главу крупной стройфирмы в длительных домогательствах, угрозах и изнасиловании прямо на рабочем месте – на стройплощадке школы в поселке Верх-Уба.
При этом Елена не поддалась ни на какие угрозы или уговоры, твердо заявив, что не согласна с примирением сторон, и потребовала у прокурора ВКО оградить ее от преследования обидчика – депутата.
А потом внезапно пропала, выехав в Усть-Каменогорск по учебе и перестав выходить на связь.
В ДВД ВКО, впрочем, информацию не подтвердили, сообщив, что «нет никаких оснований беспокоиться о жизни и здоровье Елены».
После того, как девушка нашлась, она записала видеообращение к генеральному прокурору Казахстана, выразив беспокойство о слишком долго длящемся следствии.
Не менее страшные унижения пережила и Алия Байділдаева, которая обвинила экс-акима Шымкента Омирзака Аметулы, дядю Рахата Алиева по отцовской линии, в насилии и требовании сдать их общих детей в детдом.
В сентябре на территории строительного объекта «Абу-Даби Плаза» в Астане вспыхнула массовая драка между строителями – индусами, охранниками и полицейскими. Видео стычки за считанные часы облетело, наверное, весь Казахстан.
Район «Абу-Даби Плаза» сразу же был оцеплен правоохранителями и бойцами СОБРа. Позже инцидент прокомментировали в ДВД Астаны и МВД РК. Правоохранители подчеркнули, что проводят комплекс мероприятий по недопущению возможных беспорядков и дестабилизации обстановки.
3 сентября около двух часов ночи полицейские предотвратили попытку проведения несанкционированной акции по улице Туркестан, недалеко от «Абу-Даби Плаза». Двое мужчин вышли с развернутым казахстанским флагом прямо на проезжую часть. Один из них кричал, что «обидели его брата».
Тем временем, по официальной информации, после инцидента на стройплощадке «Абу-Даби Плаза» был задержан 41 человек. Как проинформировал замгенпрокурора РК Андрей Лукин, это казахстанцы, большинство из них - в алкогольном опьянении.
Пострадавшие при ЧП в «Абу Даби Плаза» в Астане получили ушибы и черепно-мозговые травмы. Об этом в кулуарах совместного заседания палат парламента РК сообщил министр здравоохранения Елжан Биртанов.
Глава МВД РК Калмуханбет Касымов сообщил, что после ЧП в «Абу-Даби Плаза» 40 граждан Индии могут депортировать. Министр отметил, что все виновные в конфликте, произошедшем возле строящегося комплекса «Абу-Даби Плаза», будут привлечены к уголовной ответственности. Среди тех, кому грозит такое наказание, есть и граждане Казахстана.
Также в сентябре в некоторых районах Казахстана остро обозначился дефицит топлива.
Позднее бензиновая лихорадка перекинулась на Астану и Алматы.
В октябре премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил тогда главе АО «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву наказать шефа «КазМунайГаза» дисциплинарным взысканием, а его зама Данияра Берлибаева – уволить.
Глава Кабмина также внес на имя президента представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву и освободил от должности вице-министра энергетики Асета Магауова.
28 октября Минэнерго РК призвало казахстанцев не создавать искусственный ажиотаж вокруг ситуации с бензином.
Кроме того, было решено лишить работников центрального аппарата «КазМунайГаза» премиальных и бонусных выплат за 2017 год.
Позднее активисты общественного объединения «ОСА» отправили письмо премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Им неясны причины «неспособности правительства удержать цены на ГСМ на прежнем уровне и нивелировать рыночную конъюнктуру», тем самым показав, что казахстанцев до сих пор «не отпустил» данный вопрос.
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты