Сарыркинский районный суд Нур-Султана рассматривает дело в отношении российского футбольного эксперта Дмитрия Васильева по частному обвинению в оскорблении казахстанских коллег. Каждое выступление в суде Васильева сопровождается скандалами и оскорблениями в адрес судьи, эксперта, казахстанских чиновников и журналистов. Свою вину мужчина по-прежнему не признает и называет себя борцом за справедливость, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Ковалева.
В 2020 году, сидя на карантине, российский эксперт выложил в YouTube видео, где нелицеприятно высказывался в адрес ряда футбольных функционеров Казахстана, прибегая к неприличным формам выражений.
В итоге Михаил Гурман и Аскар Уранхаев подали иск в суд с требованием привлечь Васильева к уголовной ответственности.
Васильев с обвинением не согласен. Он утверждает, что не использовал мат. Чтобы узнать, что означает произнесенное Васильевым слово, проведена экспертиза. Вывод — выражение оскорбительное.
В суде
По мнению Дмитрия Васильева, все вокруг него преступники, воры и коррупционеры, а он борец за справедливость. Вероятно, такой статус позволяет ему кидаться оскорблениями.
Так, за 1,5 часа судебного заседания россиянин назвал эксперта лгуньей, а министра культуры и спорта — преступницей. Свое мнение Васильев озвучил, когда зачитывал отвод суду. Уже четвертый по счету.
— У меня есть основания считать, что ОПГ Уранхаева активно покровительствует министр культуры и спорта, — сказал в суде футбольный эксперт Васильев.
— Какое отношение имеет министр культуры к нашему делу, Васильев? Основания для отвода судьи какие у вас? — уже в седьмой раз спросила подсудимого судья Назгуль Бапакова.
— Вы не хотите, чтобы я озвучил в суде высокопоставленных покровителей ОПГ Уранхаева?
— Мы сейчас не рассматриваем это, — напомнила ему Назгуль Бапакова.
— Это основание для вашего отвода. — заметил Васильев и добавил. — Я правильно понимаю, что суд не желает, чтобы я на заседании озвучил высокопоставленных покровителей Аскара Уранхаева?
— Для чего? Мы это не рассматриваем, Васильев! — возмутилась судья. — Читайте только то, что относится к делу.
— Считаю, что судья Бапакова находится в зависимости от ОПГ Уранхаева. Я не знаю, точно ее коррумпировали или шантажируют или на нее оказывается давление через руководство суда или через судью Верховного суда Германа Нурбаева, но дело в отношении меня рассматривается со множеством нарушений, — заключил подсудимый.
Помимо министра и судьи Верховного суда, по словам Васильева, в ОПГ по хищению бюджетных средств состоит несколько футбольных функционеров и представителей СМИ. Эта группа, по утверждению россиянина, пополнилась журналистом Татьяной Ковалевой.
К слову, редакция уже направила запрос в министерство культуры и спорта для уточнения озвученной информации по участию в ОПГ.
Кто такой Дмитрий Васильев?
В Фонде поддержки индустрии туризма и спорта на вопрос о статусе Дмитрия Васильева сообщили, что он состоит в экспертном совете фонда, не получает зарплату, а решения экспертного совета носят рекомендательный характер.
Правда, фамилию россиянина после нашего запроса с сайта убрали.
— В отношении меня осуществляется массированное внедрение в общественное сознание информации о том, что я якобы вор, скандалист, организатор договорных матчей, неэффективный менеджер, виновник бед футбольного клуба «Актобе», инициатор банкротства ФК «Иртыш», оскорбляю граждан по национальному признаку, негативно отзываюсь о первых лицах государства и многое другое. По моему мнению, ОПГ Уранхаева распространила в отношении меня фейковую медицинскую справку о том, что я шизофреник, — заявил в суде Васильев.
Читайте также: Обвиняемый в оскорблении казахстанских коллег футбольный эксперт из РФ устроил скандал в суде
В справке указано, что с 1999 года у Васильева диагностирована параноидальная шизофрения. Ранее представители СМИ обращались к россиянину с вопросом о правдивости указанной в справке информации, он обещал опубликовать опровержение у себя в социальных сетях. Но найти его мы, к сожалению, не смогли.
Но нашли интервью Васильева российскому спортивному изданию, в котором футбольный эксперт сообщает, что он единственный человек в Казахстане, кто может поднять футбол.
— Ситуация сложилась таким образом, что в 18-миллионном Казахстане в силу различных обстоятельств, кроме меня, вести эту открытую борьбу за футбол некому. Без меня у детей, которые занимаются футболом, никогда не будет шансов пробиться в большой футбол, вырасти в мастеров, уйти в хорошие заграничные клубы.
А у болельщиков без меня никогда не будет настоящего футбола. Не иллюзии футбола, а реальности, в которой болельщики лично сопричастны к развитию своего клуба, футбола в стране в целом. Ведь сейчас все надежды болельщиков связаны только с тем, чтобы им повезло, и аким оказался футбольным. Но это не футбол, — говорил тогда Васильев.
Аббревиатура
Экспертизу по высказываниям Васильева в адрес коллег проводила кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и переводческого дела университета «Туран» Рахиля Карымсакова.
— У меня с 2018 года есть введенная в обращение аббревиатура ПИТОРАС. Эта аббревиатура используется в профессиональном футбольном сообществе. И ее все знают с 2018 года. И именно поэтому в заявлении написано ПИТОРАСы. Разве аббревиатура должна быть употребима и известна всем? — спросил эксперта Васильев.
— Обязательно. И поэтому она и будет называться аббревиатурой. Я уже в третий раз объясняю, это не аббревиатура.
— Вы лжете и даете ложные показания. Когда появился КГБ или КНБ, его тоже в один момент не знали. Есть стадия между появлением аббревиатуры и ее распространением в обществе. Вы даете ложные показания в пользу мафиозы Уранхаева. Вы лжец, — кричал на женщину Васильев
— Васильев, это что? — возмутилась судья
— Я попрошу не прибегать к оскорблениям, унижениям. В вашем сейчас выступлении, очень эмоциональном, содержится несколько утверждений о факте нарушения. — начала говорить Карымсакова, но Васильев перебил ее. Из его криков стало понятно, что он не хочет обсуждать свои высказывания.
— Пожалуйста, последите за своей речью, потому что там уже есть основания … — продолжала эксперт.
— Не надо меня учить, помогите материально! — снова перебил ее Васильев.
Спустя какое-то время Карымсакова все же пояснила, что аббревиатура образуется на основе базового исходного словосочетания, которое должно быть не только известно обществу, но и употребляться в разговорах. Но сказать такого об аббревиатуре Васильева («подающий информацию тенденциозным образом различный ангажированный субъект») нельзя.
— И да, между появлением аббревиатуры и ее распространением есть временной люфт. Но здесь прямого отношения к вашей аббревиатуре это не имеет, — добавила Карымсакова.
Васильев снова сообщил, что придумал аббревиатуру в 2018 году, и добавил, что ее используют в футбольном сообществе и «даже иногда используют некоторые спортивные журналисты».
— Мне нет необходимости изучать, как образовалось ваше слово ПИТОРАСы. Я объясняю, что слово в русском языке не является аббревиатурой, — ответила ему эксперт
— Вы лжете. Вы лжец, вы лжец, — снова стал кричать на женщину Васильев, и суд сделал ему замечание
— Это слово не является аббревиатурой, это слово, которое очень известно носителям и пользователям русского языка. И я не могу в десятый раз объяснять одно и то же, — сказала эксперт.
— Существуют ли узконаправленные аббревиатуры, которые как в расширенном, так и в заглавных буквах неизвестны всему обществу. Например, медицинские?
— Да есть медицинские, политические и другие аббревиатуры, но вот в этом словаре они все отражены. Но аббревиатуры ПИТОРАСы нет там, — ответила ему Карымсакова и показала книгу.
Суд перешел к стадии прений.
Дмитрий Васильев в разные годы был коммерческим директором российских футбольных клубов. В 2015 году российский специалист руководил талдыкорганским «Жетысу», в 2015-2016 годах — футбольным клубом «Актобе».
В октябре 2015 года был назначен на должность генерального менеджера федерации футбола Казахстана.
Он запомнился скандальными высказываниями в адрес казахстанских болельщиков и журналистов, называя их «негодяями» и «мерзавцами».
В 2016 году Васильева задержали по подозрению в присвоении и растрате вверенного чужого имущества, незаконной выплате премий членам ФК «Актобе» в размере более 240 млн тенге.
В мае 2017 года ему дали восемь лет лишения свободы. Через несколько месяцев содержания под стражей по решению суда заменили ограничением свободы. Позже Васильева оправдал Верховный суд РК, производство по делу прекратили за отсутствием состава уголовного правонарушения.
Васильев подал иск о возмещении морального вреда в размере миллиарда тенге, но отсудил только миллион тенге. В 2020 году Васильев работал спортивным директором павлодарского «Иртыша», который впоследствии закрылся.