вторник, 28 июня, 2022
icon
460.95
icon
487.18
icon
8.66
Алматы:
icon
27oC
Нур-Султан:
icon
12oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz
Общество Айнур Оразбекова
11 апреля, 2022, 15:19

Дорога выживания: В ЗКО уже 30 лет не могут отремонтировать трассу до границы России

В Западно-Казахстанской области разгорелся очередной скандал вокруг строительства одной из самых изношенных трасс — Казталовка — Жанибек — граница РФ. На этот раз представители субподрядных организаций уверяют, что их обманул главный подрядчик — алматинская компания, которая, получив от них все необходимое для строительства дороги, не заплатила им деньги. Предприниматели средней руки ради заработка влезли в кредиты и долги, но так и не могут по ним рассчитаться. Администрация же умывает руки, говоря, что все их претензии относятся к гражданско-правовым отношениям и обращаться следует в суд. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.

Дорога выживания: В ЗКО уже 30 лет не могут отремонтировать трассу до границы России

Села Казталовка и Жанибек находятся в 300-500 километрах от Уральска — административного центра Западно-Казахстанской области. Жить там непросто: часть населения работает на государственной службе либо вахтовым методом, но основная масса живет скотоводством. В этих районах с советских времен не ремонтировали трассу, из-за чего каждую весну жители сел утопают в грязи, им сложно добраться до Уральска.

С момента наступления независимости жителям Казталовки и Жанибека все обещали хорошую дорогу. И вот, казалось бы, они дождались. В 2020 году из республиканского бюджета выделили 35 млрд тенге для реконструкции 139 километров трассы. А на прошлой неделе руководитель филиала «КазАвтоЖол» Амир Каримбаев сообщил, что в этом году ремонтными работами будет охвачено 139 километров трассы Казталовка — Жанибек — граница РФ и 103 километра дороги Онеге — Бисен — Сайхин.

Власти бодро отчитываются о ходе ремонта, уверяя, что все под контролем, раз в десять дней проверяют, как ведутся работы. Регулярно распространяемые видеоролики с тонущими в грязи машинами они объясняли тем, что это временные трудности. Все шло хорошо, пока 15 предпринимателей не собрались у здания областного акимата с претензиями. По их словам, компания-субподрядчик, которая привлекла их для работ на трассе, до сих пор не рассчиталась с ними по долгам.

«Западно-Казахстанский филиал «КазАвтоЖола» в 2020 году разыграл тендер на капремонт участка Казталовка — Жанибек — граница Российской Федерации (42 километра), тендер выиграла компания «Темиржол Жондеуши» и отдала субподряд ТОО «ADF stroy». Уже ADF stroy привлек нас к работам. Мы поставляли бензин, сдавали в аренду технику, оказывали услуги питания. В общей сложности оказали услуг и отгрузили товаров на 236 млн тенге. Все акты подписаны, но денег мы так и не увидели», — рассказал предприниматель Болат Кайырсапа.

По словам бизнесмена, сначала ADF stroy рассчитывался за услуги, а когда перестал, «КазАвтоЖол» дал гарантию, что оплата будет, после чего предприниматели продолжили работать.

«Мы писали письма и в «КазАвтоЖол», и в акимат, и в саму компанию, но результата нет. Сначала были какие-то гарантии, обещания, а потом постепенно власти перешли к другой риторике, стали говорить, что фирма признана неликвидной, что она не справилась с госзаказом, что наш конфликт из области гражданско-правовых отношений и решить его может только суд. Только нам от этого не легче: все счета этой фирмы арестованы, с них взять нечего, имущества на их балансе нет. Мы в шоке: неужели миллиарды бюджетных средств доверили неустойчивой и непроверенной компании? Почему не работает служба безопасности в госорганах?» — недоумевает Болат Кайырсапа.

Предприниматель Альфия Сисенгалиева поставляла строителям горячие обеды и взяла кредит на покупку продуктов питания и выплаты зарплат своим работникам. По ее словам, ADF stroy не только не платит деньги своим субподрядчикам, но и не производит работы.

«Из 42 километров дороги они построили только 4,8. Прошло уже два года, а люди как застревали в грязи, так и застревают. Мы пострадали, но еще больше пострадали рабочие, которые оставались без зарплаты, еще и в период пандемии. К коллегам домой приходили водители с объекта и говорили, что повесятся, потому что им не на что жить. Люди в отчаянии и мы в отчаянии: власти не защищают нас и кормят пустыми обещаниями», — сказала директор ТОО «Жайыкснаб» Альфия Сисенгалиева.

Замакима ЗКО Темирхан Мендыгалиев на встрече с предпринимателями обещал помочь, но сразу же подчеркнул, что у местной власти нет широких полномочий для разрешения конфликта.

«Мы не можем привлечь прокуратуру, не можем проводить никаких проверок, потому что это частный бизнес и любое вмешательство — это коррупционный риск. Я могу лишь организовать встречу АО «НК КазАвтоЖол» и ТОО «Темир Жол Жондеу». Но в целом это вопрос из области гражданско-правовых отношений, необходимо обратиться в гражданский суд с исковым заявлением», — отметил замакима ЗКО.

По словам Мендыгалиева, позже он организовал встречу предпринимателей с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития РК Бериком Камалиевым, который приехал в Уральск на открытие нового аэропорта. Министерство обещало оказать содействие. К слову, чиновник не стал отрицать, что сейчас на объекте не ведутся ремонтные работы.

«Дело в том, что субподрядчик построил 4,8 километра трассы, из которых 2 км не приняли из-за несоответствия техническим стандартам и не заплатили деньги за них. Поэтому ADF stroy в свою очередь перестал выплачивать деньги субподрядчикам. Они начали забирать технику, перестали поставлять ГСМ, так образовалась эта ситуация. На сегодняшний день на этом участке работы приостановлены, «КазАвтоЖол» опубликовал повторный конкурс на определение нового подрядчика», — подчеркнул замакима ЗКО.

Встреча вице-министра, чиновников акимата Западно-Казахстанской области завершилась обещаниями последних воззвать к совести основного подрядчика и рекомендацией разрешить спор в судебном порядке. Слова остаются словами, а автолюбителям пока приходится испытывать свои машины на прочность.

В статье:
Что думаете об этом?
Написать комментарий
Эксклюзив
Интервью и мнения