Значимый тоннель на юге Казахстана обещают сдать к концу года уже 8 лет

В строительстве тоннеля Шакпак баба забрезжил свет. Здесь возобновлены работы по проходке правой шахты. Это плюс 1,5 млрд и один год. На самом долгом долгострое в Южном Казахстане побывал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин. Свет пока слабенький, колеблющийся на сквозном ветре Шакпакского перевала.

Фото автора

К прогнозам представителей заказчика Туркестанского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» и подрядчика — АО «EVRASCON» (Азербайджан) «сдать обе штольни тоннеля в техническую эксплуатацию к концу текущего года» относиться нужно осторожно. Аналогичные намерения они озвучивали в начале каждого года, начиная с 2015-го. Тогда подрядчики были другие, но это мало что меняло. Исключением стал только 2022 год, когда работы были полностью свернуты и никто уже ничего не прогнозировал, кроме проблем с поиском новых подрядчиков.

Злополучный участок международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай всего-то в несколько километров, включая подъезды к тоннелю, как сглазили. Работы то начинаются, то приостанавливаются. Подрядчики меняются. Проходка усложняется из-за сыпучих грунтов, внезапно обнаруженных в толще скальной горы.

По сложившейся на этой стройке традиции генеральный заказчик — комитет автодорог РК всю вину за очередной провал решил было возложить на строителей. Уже велись разговоры о включении EVRASCON в черный список недобросовестных подрядчиков и перекрыть компании доступ к дорожному строительству в нашей стране отныне и навеки. Хотя отдельные неглупые люди уже тогда говорили, что найти желающих взять на себя завершение технически очень сложного объекта, к тому же выжившего из страны две крупные строительные компании, задача нереальная.

На самом деле причина остановки работ в 2021 году была всем известна и вполне банальна для нашей действительности. Резкий, в 2-2,5 раза взлет цен на стройматериалы сделал смету, составленную в 2017 году, неактуальной. Где здесь вина подрядчиков-иностранцев, понять сложно. Но и отечественный комитет автодорог вроде тоже ни при чем. Стихия, однако.

В конце концов, стороны сговорились. На очень интересных условиях и в нетрадиционной для отношений заказчик — подрядчик форме.

«Из-за закрытия границ мы нужных специалистов не могли привезти, подорожали строительные материалы. Всего в строительство по устной договоренности с заказчиком за полтора года компания вложила 1,5 млрд тенге собственных средств. EVRASCON работает в Казахстане с 2004 года. Строил объездную дорогу Шымкента, дороги в Актау, Кызылорде. Автомобильные тоннели такой степени сложности строим впервые. Правда, был опыт строительства водовода почти такого же диаметра. Но там проходка велась без взрывных работ, гидромолотами. Поэтому для нас это и ценный технический опыт, и вопрос имиджа на строительном рынке Казахстана», — сказал руководитель проекта КФ АО «EVRASCON» Заур Бабаханов.

Сегодня на проходке и бетонировании правой штольни работают 125 человек. Этого пока достаточно. Как только начнутся укладка дорожного полотна, монтаж вентиляции, сигнализации, строительство очистных сооружений, подрядчики будут дополнительно нанимать рабочих и инженеров. Основной состав работающих здесь казахстанцы.

«Сейчас главное — завершить проходку и бетонирование в правой штольне, — говорит Бабаханов, — это самая сложная часть работ. Укреплять приходится каждые пять сантиметров проходки. Под бетонирование свода устанавливаем двухтавровые стальные балки через 1-2 метра. Между ними арматура и сетка. В зоне обвала, где грунт особенно рыхлый, — через полметра. Такие сложности с грунтами нельзя было выявить на стадии проектирования и геологических изысканий. Изыскательские скважины были по проекту сделаны через 3-4 метра. Это обычная практика».

Заместитель председателя комитета автодорог РК Амангельды Беков софинансирование строительства подрядчиком по «устной договоренности» категорически отрицает. Но подтверждает сроки сдачи тоннеля.

«Компания EVRASCON строит тоннель с 2018 года, — отметил Беков. — В этом году планируем завершить строительство. То, что азербайджанская компания вложила в строительство собственные деньги, это они так говорят. Мы полностью финансируем этот объект. Корректировки проектно-сметной документации (с учетом реального роста цен на материалы — прим.) не будет. Работы будут завершены в рамках проектной стоимости».

Как совместить это с ростом в разы стоимости проекта, господин Беков не объяснил. Выбор у подрядчика был невелик — вкладывать свои деньги в завершение работ или вылететь с рынка Казахстана с «волчьим билетом». Прецедент был. Предшественник EVRASCON — АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin из Исламской Республики Иран — на свою же голову и разработавший проект тоннеля Шакпак баба, не смог пережить очередное обрушение тенге нашим Нацбанком. Контракт с ним был расторгнут.

При тех объемах строительства, которые на сегодня выполняются EVRASCON в нашей стране, азербайджанцы решили раскошелиться, но сохранить лицо.

«Я работаю в Туркестанской области третий год. Знаю, что прогнозы о запуске тоннеля в эксплуатацию озвучиваются ежегодно. Но сейчас ситуация на строительной площадке кардинально изменилась. Пришло понимание компанией-подрядчиком важности объекта не только для нас. АО «EVRASCON» свои деньги вкладывает в завершение проекта. Для них это уже вопрос престижа. Строительство из-за проблем с финансированием. Конкурс проводился в 2017 году, они приступили к работе в 2018-м. В 2019-м сыграло роль сразу несколько факторов — резкий рост цен на строительные материалы, закрытие границ. Те деньги, которые были выделены, уже давно не покрывают всех расходов. Недавно начали корректировать. Сейчас строительство идет на средства банка и компании-подрядчика. Такой вариант завершения строительства предложило руководство компании», — сказал заместитель директора Туркестанского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Нуржан Беков.

Необходимо уточнить, что до конца этого года тоннель Шакпак баба будет сдан в так называемую «техническую эксплуатацию». То есть в реальности в незавершенном виде с доводкой до ума уже в процессе работы.

С категорией безопасности тоннеля пока нет определенности. Подрядчики склонны вернуться к первоначальному варианту категории «Е», вместо заложенной в проекте 2017 года «А». Это не слишком отразится на обычном движении автотранспорта. Все системы, обеспечивающие безопасность и эвакуацию в случае аварий в тоннеле, включая вертолетные площадки, в этот вариант заложены. Только особо опасные грузы будут проходить по объезду, через поселок.

«Если начали, должны закончить. Срок сдачи тоннеля определили исходя из своих возможностей. К концу года будет открыт проезд в оба направления. Места отдыха, вертолетные площадки, очистные сооружения построим в гарантийный период», — заверил Бабаханов.

Подрядчику важно завершить проект. Качественно и желательно на этот раз в озвученный срок.

Фото автора