Нашумевшие заявления актера и продюсера Нуртаса Адамбая о пропаганде ценностей ЛГБТК+ в анимационном фильме не оставили казахстанцев равнодушными. Кто-то рьяно принял сторону юмориста, а другие же посчитали его позицию неподобающей из-за того, что он сам переодевался в женщину.
В нашем обществе не принято говорить о людях с нетрадиционной ориентацией, и есть мнение, что если открыто заявлять о гомосексуальности, то это повлияет на неокрепшие умы юных казахстанцев. Так ли это и почему есть люди, предпочитающие однополую любовь, разбиралась корреспондент ИА «NewTimes.kz» Алиса Маринец. Для этого она обратились к родологу, а также представителям духовенства.
Предрасположенность к смене пола может формироваться на протяжении нескольких поколений.
У потомка подсознательно идет выбор, кем быть проще — мужчиной или женщиной. И за этим выбором стоит целая история рода, объясняют специалисты в сфере родовых отношений.
Своим опытом работы с гомосексуалистами поделилась вице-президент международной лиги профессиональных родологов по Азии, родолог-консультант, тектанушы Алия Сагимбаева.
«Первое, на что мы обратили внимание, что у девочек, которые в партнеры выбирают девочек, имеется неприятие женского начала у женщин в нескольких поколениях. То есть существует родовая установка «быть женщиной — это некомфортно, нехорошо». Мы также обратили внимание на имеющиеся в нескольких поколениях негативные установки в отношении мужчин. Кроме того, одна моя коллега отметила несколько случаев, когда отец таких девочек обесценивал их именно по половому признаку», — отметила специалист.
— А у мужчин, которые хотят быть женщиной, какие родовые предпосылки?
— Могло быть так, что мужчины в роду оказались, образно говоря, слабыми. Подвергались репрессиям, их уничтожали, с ними что-то делали, убивали. То есть сложилась убеждение, что мужчиной быть опасно, а женщиной проще, они выживают. 20-й век ведь был полон катаклизмов, когда уничтожали в основном мужчин. Таких историй большинство, но есть и меньший процент, когда в роду страдало много женщин. Например, тяжело болели, рано умирали. И тогда потомок, внучка или правнучка, выбирает другую модель: быть мужчиной проще, быть мужчиной — значит прожить долго.
— В каком возрасте это проявляется? То есть он уже рождается с этим выбором или приобретает?
— Этот выбор происходит бессознательно. В детстве, как правило, случаются какие-то травмирующие события, но сценарий уже заложен: быть женщиной — уйти рано или быть мужчиной — уйти рано. То есть это закон рода. И вдруг происходят какие-то травмирующие события, которые подкрепляют внутреннюю генную память. Толчком может быть что угодно: слова отца, который обесценивал, оскорбительные высказывания учительницы в школе или слова соседки типа «какая же ты девочка, да у тебя руки не оттуда растут».
— Расскажите о случаях из практики, с которыми вам приходилось иметь дело.
— Был случай, когда обратилась девушка, правда, с другим запросом. Выяснилось, что в ее роду с мужчинами постоянно что-то происходило. По другой родовой линии все мужчины были жесткими, избивали, гнобили женщин, а с родственницами женского пола было комфортно. Тем более у нее мама рано умерла и была потребность в женской заботе. В другом случае, с мужчиной, наоборот, в роду мужчин сильно опекали, излишне контролировали, за них принимали решение, о них заботились. И тогда мужчина находит мужчину, который о нем заботится.
— Вы говорите, что большое влияние на формирование таких наклонностей оказали катаклизмы 20-го века. Но есть, наверное, и другие факторы в жизни рода, ведь кого-то жизненные обстоятельства ломали, а кого-то нет?
— Я подозреваю, что в роду, где у потомков возникают подобные сбои, было нарушено что-то с ценностями, с духовностью. И тогда идут по пути, который с точки зрения религиозных и духовных практик, конечно, осуждается. То есть в роду нарушались религиозные, божественные, человеческие и просто моральные законы. Это случается, когда нет внутри духовного и морального стержня. По какой-то причине в роду у предков он был выбит. Чаще всего в результате вот этих исторических катаклизмов.
— А чем объяснить, если отойти от темы ЛГБТ, присутствие в одном роду и благочестивых родственников, и тех, кто стал позором рода?
— Было замечено, что потомок следует сценарию строго одного предка. У него, допустим, один дед, который оказался слабым и который нарушал моральные и духовные законы. А другой, наоборот, вел благочестивый образ жизни, был священником или муллой. Но в этом и парадокс, что один может пойти по пути одного предка, с соблюдением всех религиозных и человеческих норм, а другой пойдет по другому пути. Чем этот выбор обусловливается — это, конечно, очень сложный вопрос. Но мы работаем уже с результатом, конкретным фактом.
— Есть еще причины, которые способствуют появлению в роду лиц нетрадиционной ориентации?
— У мужчин, бывает, приводит к этому страх брать ответственность за семью, детей. Затем несколько моих коллег обратили внимание на то, что на постсоветском пространстве этому может способствовать сиротство в роду. То есть мальчики часто оставались сиротами по отцу, причем в нескольких поколениях. Тут большое значение оказали, конечно, войны. Кстати, одна из коллег подсказала интересный факт, связанный с детскими домами в СССР в 30-40-е годы. Тогда, оказывается, и мальчики, и девочки жили в одной комнате. Это государством поощрялось. При этом в детских домах случался у детей и опыт нетрадиционных отношений.
— У нас в менталитете тенденция отдавать предпочтение сыновьям. Некоторые расстраиваются рождению дочек и называют их такими именами, как Улболсын. Это может быть причиной недовольства своим полом?
— Родологи на это давно обратили внимание. Например, когда вместо девочки ждали мальчика и наоборот, оказывало сильное влияние. По исследованиям генетиков, уже на 30-й час после оплодотворения яйцеклетка, так называемая зигота, начинает делиться. С этого момента ребенок находится в психическом поле матери и вообще всей семьи и рода. И все, что чувствует мама, отражается на ребенке. В том числе если она хочет девочку, а там оказался мальчик или, наоборот, ждет мальчика, а там оказывается девочка. У меня таких консультативных случаев очень много.
— Можно ли исправить подобные сбои в программе рода?
— И в психотерапии, и у нас инструменты для этого имеются. Но проблема в том, что зачастую люди приходят с другими запросами, наличие нетрадиционной ориентации выясняется попутно. В одном из таких случаев мужчина хорошо знал историю деда. После революции 17 года дед встал в ряды Красной армии, расстреливал людей, раскулачивал, репрессировал — в общем, был очень жестоким человеком. И клиент в какой-то момент понял, что если бы он был мужчиной с традиционной ориентацией, он стал бы таким же. Мы с моим наставником даже такую догадку высказали, что в Европе именно по этой причине много геев. Возможно, природа, Всевышний таким образом в них специально выключает мужское начало.
— По сути, смена ориентации, это же тупиковая ситуация для рода, лишающая людей потомства. Скорее всего, все они в душе испытывают боль и страдания, ведь иметь семью и детей — естественная потребность человека. Что об этом думает родология?
— Да, род — это основа всего. Во время пандемии в Москве готовились к проведению очередного конгресса общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги с участием коллег из Западной Европы, Америки, Канады. Западные коллеги настояли на том, чтобы в названии конгресса слово «семья» убрали. Сейчас идет конфликт западной и восточной цивилизаций. И не всегда с западными коллегами мы можем найти понимание по этому вопросу, хотя в западной культуре много и плюсов. И все-таки у нас, на евразийском пространстве, на территории СНГ, другие ценности и устои. Родовая культура у всех наших народов была развита. И сейчас мы должны готовить узких специалистов по этому направлению, которые бы углубленно занимались этими вопросами. Такая необходимость однозначно назрела в обществе.
Высказали свое мнение по этому поводу и представители основных религиозных конфессий Казахстана. Ислам смотрит на подобные тенденции отрицательно и призывает к категорическим запретам этой тематики. Главный советник верховного муфтия Мухаммад-Хусейн Алсабеков пояснил почему.
«Гомосексуализм, лесбиянство — все это сатанинство и в исламе считается очень большим грехом. За это Всевышний наказывает сурово и на этом, и на том свете. Всевышний Аллах это запретил, это харам по шариату ислама. Всевышний сказал (далее цитата на арабском): «В грехе и вражде друг другу не помогайте». Поэтому нельзя смотреть фильмы, сериалы, мультфильмы и читать литературу на эту тему и смотреть порнографию. Это нельзя делать взрослым и разрешать детям. Надо всячески остерегаться всего этого», — предостерег представитель ДУМК.
Главный советник верховного муфтия подчеркнул, что «в исламе это строго запрещено. Поэтому к этим вопросам надо относиться с ненавистью, неприязнью и делать разъяснения среди населения, что это запрещено, что за эти дела будешь наказан Всевышним».
Позицию церкви озвучил епископ Актюбинский и Кызылординский преосвященнейший Игнатий. Так же как и у мусульман, согласно православным канонам, подобные влечения выходят за рамки предписанных Богом законов, нарушение которых ведет к страданиям и может стать пагубным для души. Поэтому есть прямые заповеди, запрещающие противоестественные отношения как между мужчиной и мужчиной, так и между женщиной и женщиной.
«Есть понятия естественного и противоестественного. Естественно то, что создано Богом, что приемлемо человеком по его естеству. А есть вещи, которые искажены, и это искажение называется грехом. Грех — это не разовый какой-то поступок, а это искажение в сознании человека. Это как болезнь, раковая опухоль, которая может проникнуть не только в организм человека, но и в общество. И тогда общество, заразившись противоестественным грехом, начнет болеть. Не зря же представителей ЛГБТ-течений называют меньшинствами. Их мало, так же как и раковых клеток, но они могут убить большой организм», — объясняет епископ.
— Значит, фильмы и любая продукция, которая пропагандирует эти явления, для общества и государства — зло?
— Мы живем в многонациональном государстве, но титульной нацией являются казахи, у которых есть свой национальный код, сформированный под влиянием культуры, традиций и так далее. И в этом национальном коде эти тенденции порицаются и неприемлемы. Даже не возникает мысли, что это можно делать заметным и выставлять напоказ. А что такое фильмы и мультфильмы для детей, где просачиваются такие образы, которые неприемлемы для нашего государства, менталитета и национального кода? Я считаю, что если прокат этих фильмов приостановят, это будет только благом для всех нас. Наши дети не повредятся, просто не увидев это. Родители будут спокойны за своих детей. Я думаю, это стоит того. Это залог стабильности государства. Конечно, найдутся те, кто будет говорить, что мы отстали от Запада. А зачем нам гнаться за ним, если они предлагают то, что для нас неприемлемо?
— С точки зрения религии, проявление нетрадиционных сексуальных наклонностей — это естественное явление, так сказать некий сбой в программе, или все-таки выбор человека?
— Вообще, нам пытаются насадить такую мысль, что якобы это от природы, человек, мол, родился таким, у него такая душа. Но этого не может быть, потому что, получается, на нем нет вины, он не виноват в этом. Это навязано теми силами, которые пропагандируют подобное, чтобы люди могли принять и, может быть, попытаться в себе обнаружить. Как бы оправдать свое греховное влечение тем, что таким родился. На самом деле душа формируется у человека не без его участия. Менять себя можно каждый день, каждый час, каждую минуту. Можно себя улучшать, а можно развратить.
— И какой путь человек выбирает, он за это несет ответственность?
— Да. Согласиться с тем, что это естественно — значит, снять ответственность с этих несчастных людей. Но это их выбор. Они не боролись с этим. Я знаю это, потому что много людей исповедуется и такие греховные мысли приходят ко всем — и к женщинам, и к мужчинам. Но есть люди, которые отвергают эти мысли и живут в своем естестве, а есть те, которые принимают и впадают в подобные грехи. Любой человек может остановить свое греховное влечение, пресечь и держать себя в руках, праведных нравственных рамках с помощью своей воли.
Мнения рядовых казахстанцев по этому поводу разнятся.
Молодая предпринимательница по имени Мадина считает, что каждый волен выбирать себе сексуальную ориентацию. Это личное дело каждого.
«Вообще, кто сказал, что женщина должна убираться, заниматься домашними делами? Эта точка зрения устарела. Вообще, девочки должны то, мальчики это — устаревшие взгляды. Должен быть ко всему научный подход, а не эзотерика. Если человек родился с такими наклонностями, что теперь ему делать? Даже в животном мире случаются сбои и рождаются детеныши с гомосексуальными потребностями. Считаю, что все запреты — это пережитки старого, нужно мыслить современно», — высказалась девушка.
Отец троих детей по имени Габит полагает, что представители нетрадиционных течений были всегда. Но это не навязывалось в обществе через фильмы, сериалы и мультфильмы.
«В советской школе мы с этим сталкивались, но никогда это не поддерживалось на государственном уровне. Я, например, считаю, что просмотр такой продукции формирует мировоззрение. Понятно, что это «промывание мозгов». Если ребенок или подросток будет воспитываться на продукции, которая пропагандирует, что носить мальчикам женскую одежду нормально, что любить и вступать в сексуальные отношения с представителем одного пола — норма (кроме того, среди этих героев могут быть любимые персонажи, которым он захочет подражать), то, естественно, у него сформируется такая система ценностей. Если ему предложат вступить в гомосексуальную связь, он уже не испугается этого, как чего-то противоестественного и, возможно, подростком может захотеть попробовать новый опыт. А куда этот опыт заведет, можно только гадать. Я не имею ничего против представителей ЛГБТ. Но не хочу, чтобы это пропагандировалось в моей стране», — отметил мужчина.
В начале июля казахстанский продюсер Нуртас Адамбай вызвал широкий резонанс из-за своего обращения к главе государства с просьбой отменить в стране показ мультфильма «Базз Лайтер» из-за сцен с однополыми поцелуями.
После чего министр культуры и спорта РК Даурен Абаев сообщил, что скандальный анимационный фильм не покажут в кинотеатрах страны. Позже Нуртас Адамбай по той же причине потребовал отменить и показ фильма «Тор: Любовь и гром».
Нуртас Адамбай подвергся критике после требований запретить прокат мультфильма «Базз Лайтер». Ему напомнили о том, что он сам снимался в роли женщины в фильме «Келинка Сабина». На что актер ответил, что в его фильме нет гомосексуалистов и, вообще, он считает, что «Келинка Сабина» — это кино про ислам.