понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-3oC
×

Как помочь казахстанским НПО качественно реализовывать социальные проекты?

В Алматы состоялась встреча представителей НПО, государственных структур по обсуждению эффективности реализуемых социальных проектов по государственному социальному заказу.

Государственный социальный заказ остается основным действующим инструментом взаимодействия с НПО, который решает актуальные социальные вопросы общества.  Согласно отчета о реализации государственного заказа, с 2014 по 2017 годы сумма выделенного бюджета на государственные проекты выросла до 3 миллионов на местном уровне. Только на город Алматы выделено 1,5 млрд тенге, объем госсоцзаказа составил не менее 66%.  Однако, по мнению гражданского сектора, реализация государственного заказа вызывает ряд вопросов, связанных с эффективностью реализации, которая не устраивает ни заказчиков, ни грант получателей, и его конечных бенефициаров.

С целью проанализировать аспекты проблем в реализации государственных проектов Общественный фонд «Информационно-ресурсный центр» провел заседание фокус- группы с представителями активных НПО и государственных органов в рамках социологического исследования: «Оценка воздействия государственного социального заказа для решения проблем населения». 

Как отметил эксперт «Информационно-ресурсного центра», Братенков А.И, «необходимо оценить, насколько население удовлетворено услугами, предоставляемыми неправительственными организациями, что нужно изменить для повышения качества реализации социальных проектов и определить причины, влияющие на недостаточную эффективность их реализации».

«Ведь эффективность проектов ― это показатель конкурентоспособности НПО в оказании государственных услуг.  И прежде чем начать быть конкурентом государству, нужно разобраться, что мы имеем, насколько профессиональны, устойчивы и прозрачны», – высказала свое мнение и директор ОЮЛ «Национальная сеть ресурсных центров НПО РК» Алтынай Кобеева.

Относительно эффективности проектов и его качества выразила свое мнение и руководитель отдела по работе с неправительственными организациями управления внутренней политики города Алматы, Фариза Комбарова считает, что сложно оценить удовлетворенность конечных получателей услуг или степень эффективности проектов, непросто отследить качественные и количественные показатели. С чем не согласились руководители НПО, мотивируя ограниченность проектов временными рамками, что в свою очередь влияет на качество их реализации. А также поставили в вину заказчикам неправильное распределение тем и распределение бюджета лотов по их актуальности.  

Как считают, исполнители государственных социальных заказов, необходимо увеличить сроки реализации проектов. Это позволит не только решать долгосрочные задачи, но и даст возможность проследить за степенью удовлетворенностью целевых групп, то есть конечных получателей услуг.

По мнению представителя Агентства по противодействию коррупции Прекенұлы Рахат «степень удовлетворённости бенефициаров проектов зависит не в малой степени от объемов и стандартов оказания услуг. Необходимо планировать темы лотов, анализировать, делать оценку потребностей населения и прогнозировать риски проектов».

Нина Балабаева, как один из опытных руководителей НПО заметила, что немаловажно правильно ставить краткосрочные и долгосрочные задачи, делая проект устойчивым независимо от характера дифференцированности. 

Алтынай Кобеева также отметила, что не все государственные органы на центральном и местном уровне хотят работать с НПО по государственному социальному заказу из-за отсутствия профессионализма. Ведь численность НПО растет, а качество проектов иногда желает быть лучшего.

В качестве рекомендаций представители НПО предложили довести до сведения заказчиков, то есть государственных органов свои предложения:

- проработать вопрос по реализации долгосрочных проектов (2-3 года) в рамках государственного социального заказа и грантового финансирования; 

- изучать международный опыт взаимодействия НПО и госорганов и совершенствовать новые инструменты грантового финансирования; 

- проводить анкетирование и расширять перечень тем по развитию гражданских инициатив в конкурсах на государственный социальный заказ с учетом реальных потребностей населения;

- разработать с привлечением экспертов НПО эффективную методику оценки потребностей местных сообществ.

- формировать тематику государственного социального заказа на основе оценки потребностей через создание специальных социальных служб;

- ввести систему отбора НПО с учетом опыта, специфики их деятельности и наличии сертификатов, лицензий на определенные виды услуг;

- внести изменения в критерии стандартов оказания услуг для бенефициаров;

- использовать площадку открытого правительства для публичных обсуждений актуальных проблем общества и оказания государственных услуг;

- проводить мониторинг обращений населения в государственные органы для выявления основных их потребностей;

- создать в регионах интерактивные карты для прослеживания динамики роста и снижения проблем местных сообществ;

- повышать профессионализм НПО через создание институциональных программ для НПО;

- вести мониторинг деятельности НПО через верификацию проектов;

- внедрять информационные программы в интернет пространстве для сбора социальных идей общества.

Остается надеется, что в ближайшем будущем НПО Казахстана смогут быть достойными конкурентами по оказанию услуг и будут удовлетворить потребности населения на высоком уровне.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0