четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
19oC
Астана:
icon
4oC
1xadv
×

Алматы на пути к цифровизации

В рамках исполнения поручения Главы государства по построению Цифрового Казахстана, в Алматы сегодня ведётся активная работа над формированием инновационного города ―Smart Almaty. Алматы одним из первых в стране приступил к реализации проектов цифровизации. О том, как инновации используются на службе мегаполиса, поговорим с техническим директором проектного офиса акимата Алматы ― АО «Центр развития города Алматы» Русланом Мамуновым.

― Здравствуйте, расскажите, что предшествовало внедрению «Smart City» в Алматы?

― Развитие города Алматы по направлению «Smart City» осуществляется в рамках проекта государственной программы «Цифровой Казахстан» и программы развития «Алматы - 2020», а также поручений Главы Государства в ходе его визита в Алматы. Проект предполагает внедрение современных технологий в каждую из сфер жизнедеятельности города, повышение уровня жизни, вовлечение населения для активного участия в городской жизни.

Программа развития «Алматы-2020» была принята алматинцами при широком обсуждении в 2015 году. Она была разработана  в рамках реализации госпрограмм «Стратегия Казахстан – 2050», «Пять институциональных реформ», План нации «100 конкретных шагов», учитывая мировой опыт развития городов. Наша программа была признана лучшей по развитию городских территорийэкономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Также мы тесно сотрудничаем с корпорацией IDC, совместно с которой разработали концепцию Smart Almaty. 1 ноября в Алматы прошел Smart City Forum 2017, АО «Центр развития города Алматы» выступил стратегическим партнером. Форум собрал много интересных спикеров, более 200 представителей государственных структур и бизнеса для обмена опытом и генерации идей развития городов будущего. На форуме были презентованы примеры «Умных городов» от Сингапура до Нью-Йорка. Мы рассказали о реализуемых проектах и наших планах. Мы изучаем уже проверенные модели, адаптируем их под условияи требования нашего города, так мы развиваемся, учимся, перенимаем опыт коллег и у нас учатся.   

На сегодняшний день для системного решения важнейших вопросов города определены 7 ключевых проектных направлений Smart Almaty: Комфортный город, Open Almaty, Доступный сервис для жильцов, Открытый бюджет, Открытые данные, Интеллектуальная транспортная система и Безопасный город. Таким образом, можно констатировать, что Алматы сегодня находится на пути к цифровизации.

― Вы рассказали о «Smart Almaty», теперь давайте подробнее остановимся на ее направлениях.

― Начнем с проекта «Комфортный город». Этот проект направлен на улучшение качества жизни в Алматы ― заботе о каждом человеке. Модернизируя внешний облик мегаполиса, при этом мы сохраняем историческое наследие. Это важно.

Так, акиматом города, при участии Центра развития Алматы и «Gehl Architects» проводятся работы по созданию в городе сети пешеходных улиц. Также при участии жителей города были проведены обследования 129 парковых территорий и отобраны 26 эскизов для реконструкции парков и скверов. На сегодняшний день активно благоустраиваются 8 парков, строится велокоридор, 8 пешеходных улиц и 16 прогулочных аллей во всех районах города.

Этим летом были начаты работы по проекту создания пешеходных улиц. И есть уже результаты, это пешеходная улица Панфилова, Арбат по Жибек Жолы, площадь «Астана». В первую очередь мы думаем о людях. В ходе реконструкции прежний дух Алматы сохранен. 

Также с участием горожан была определена концепция реконструкции бывшего трамвайного депо. АО «Центр развития города Алматы» после закрытия трамвайного депо провел открытый конкурс на разработку концепции проекта, также организовано онлайн-голосование за выбор проекта преобразования территории. В голосовании активно участвовало население города. Это был первый случай в Казахстане вовлечения граждан в процесс принятия решений в сфере городской реконструкции. По результатам общегородского голосования был выбран проект DEPOEvolutionPark, который предусматривает молодежный лофт-центр, где планируется организовать зону притяжения  для молодежи. Также на территории будут организованы детские зоны развития, павильоны для организации выставок, встреч, точек питания, мастерские и помещения для прикладного творчества. Мы продолжаем практику вовлечения горожан в принятие решений.

Следующий проект ― это общественная приемная акимата Алматы «Open Almaty». Прием обращений от населения ведется во фронт-офисе, где в одном офисе принимают представители всех районных акиматов, Управлений жилья, занятости и соцпрограмм, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, архитектуры и градостроительства, природных ресурсов, Департамента внутренних дел, государственных доходов, по делам чрезвычайных ситуаций, прокуратуры, Национальной палаты предпринимателей, ЦОН, профессиональные медиаторы. Все они работают по принципу «одного окна», то есть человек может в одном месте сразу решить разные вопросы. Это особенно актуально в условиях большого города, не нужно тратить время на дорогу. Обратиться в приемную можно по телефону 1308, написать онлайн через портал www.open-almaty.kz, либо прийти во фронт-офис по адресу: ул. Байзакова 280.

В сентябре проект «Оpen Almaty» был признан одним из лучших на «Любляна Форум - 2017», в котором мы заняли второе место в номинации «Будущее городов» среди стран Юго-Восточной Европы. Это ежегодное мероприятие, объединяющее руководителей городов и представителей правительств, целью которого является выявление  и поощрение передовых проектов в области развития SmartCity. Первое место занял Мариборский (Словения) проект, третье – из города Загреба (Хорватия).

―  Вот интересно, есть ли у нас подобие «Open Almaty»?

― Мы наблюдаем, что каждый регион реализует похожие проекты, иногда в разных форматах. Но, все они направлены на достижение общей цели.

Наш Open Almaty вызывает интерес среди наших коллег с ближнего зарубежья. В ноябре к нам приезжали выпускники стипендиальных программ Фонда Ханнса Зайделя из Кыргызской Республики в целях изучения опыта. В составе делегации были руководители аппаратов, ответственные секретари сельских округов, депутаты и представители фондов. Делегацию возглавил руководитель проекта немецкого Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии Доктор Макс Георг Майер. Мы показали фронт-офис общественной приемной «Open Almaty», рассказали об основной деятельности, об оказываемых здесь услугах, задействованных госорганах. Работа общественной приемной также была отмечена г-ном Майером. Он был впечатлен и рассказал, что в Германии давно функционируют аналогичные центры обслуживания населения, и открытие нашего центра свидетельствует о том, что акимат города Алматы высоко ставит приоритет человека. Он поздравил нас с успешной реализацией проекта, пожелав дальнейших успехов в деятельности по обеспечению доступности правительства для граждан.

― Многие жители города сегодня сталкиваются с разными проблемами касательно управления общедомовым хозяйством. Проект «доступный сервис для жильцов», расскажите о нем.

―Цель проекта ― обеспечить качественный и доступный сервис для жильцов.  Многие жители города сегодня сталкиваются с разными проблемами, касающимися управления общедомовым хозяйством. На сегодня 75% подписчиков акимата Алматы в Инстаграме отмечают непрозрачную и неэффективную работу своих КСК.

На первом этапе мы планируем предоставить удобную площадку для решения жилищных вопросов жителям и КСК, тем самым обеспечив прозрачность расходной и доходной части управляющих организаций.

Люди смогут участвовать в жизни дома через онлайн-собрания, быстро получать услуги по заявке, и, если работа имеет нарекания, оценить качество. КСК смогут автоматизировать свою работу, например, сформировать бюджет или автоматически вывести сумму расходов на содержание. Немногие жители города знают свою обслуживающую компанию и ее сотрудников, не говоря уже о бюджетах и затратах.

Сейчас принять участие в деятельности КСК можно только, приходяна собрания или в сам КСК, что крайне неудобно с учетом занятости людей, слабой информированностью жителей и часто неудобным временем проводимых собраний.

В Алматы уже действуют портал КСК, где можно увидеть карту КСК, есть обратная связь, размещаются проекты документов для обсуждения. Сейчас идет активная работа по регистрации КСК, формированию их паспортов, домов, доработке функционала. Запуск единой платформы предусмотрен в 2018 году.

Проект принесет не только социальный, но и экономический эффект за счет оптимизации затрат времени и труда. Сократится число ручных операций, будут исключены дублирование и случайные ошибки.Также, в сфере ЖКХ ведутся расчеты по реализации проекта мониторинга потерь на тепловых и водных магистралях. Используя специальные датчики IoT, передающие информацию об оборудовании в режиме 24/7 можно контролировать его состояние и оперативно реагировать на возникающие аварии, тем самым избегая существенных затрат на ремонт.

― Алматы ― это город бизнеса и частного капитала. Хотелось бы узнать, как проекты SmartAlmaty будут содействовать развитию бизнеса?

― Расскажу о проектах «Открытый бюджет» и «Открытые данные». Они позволят обеспечить доступ всем заинтересованным лицам к социально-экономическим показателям развития города Алматы.

Так, в этом году нами запущен портал almatygenplan.kz. На портале открыты данные по схемам красных линий, мощности тепловых и электрических систем, водоснабжения и т.д. Это в 2 раза сократило время на разработку инженерных проектов, исключен необоснованный отказ в выдаче техусловий. Данный проект будет развиваться и дальше, до конца мы планируем завершить разработку 3D карты города.

Кроме этого, с прошлого года осуществляется размещение сведений по освоению финансовых средств государственных и бюджетных организаций, тем самым будет снимается монополия на информацию. Все государственные организации должны публиковать свои бюджетные проекты и отчеты в Open Data,как это уже делается детскими садами, школами, больницами, КСК. Это позволяет обществу владеть достоверной информацией о текущих расходах учреждений. В последующем, на этой основе будет формироваться Big Data.

― Не секрет, что в Алматы очень большое количество транспорта, образуются пробки. И как нынешнее количество машин в городе влияют на экологию?

― С транспортными проблемами сталкиваются во всем мире: в Нью-Йорке, Шанхае, Сингапуре, Москве. У нас, в Алматы, почти миллион машин, и треть из них иногородние. Уличная сеть перегружена, поэтому на основании опыта других стран, городские власти проводят масштабную транспортную реформу. Запущены проекты Онай и А-паркинг, которые вывели «из тени» ранее скрытые доходы и резервы. Это дало возможность видеть реальную картину, делать расчеты для развития общественного транспорта, привлекать инвестиции в эту отрасль. Сейчас парк автобусов города пополняется, в целом город пополнится порядка 500 новыми автобусами, более половины из которых уже вышли на маршрут. Выделены отдельные полосы для автобусов, создаются велоинфраструктура и пешеходные зоны.

Кроме этого, мы планируем интегрировать имеющуюся городскую транспортную сеть в единую систему, то есть все камеры, светофоры, датчики, мониторы и другое, сформировав интеллектуальную транспортную систему.

В рамках двусторонних встреч аким города Бауыржан Байбек встретился со старшим государственным министром иностранных дел – мэром Юго-Восточного района Сингапура Мухаммедом Малики Османом и старшим государственным министром торговли, промышленности и национального развития Сингапура Ко По Куном. Обсуждены вопросы сокращения частного автотранспорта, внедрения каршеринга и диверсифицикации общественного транспорта. Правительственное агентство Singapore Cooperation Enterprise будет помогать Алматы в части внедрения смарт-технологий и окажет содействие в планировании эффективной городской среды и разработке мастер-плана города. Это закреплено соответствующими меморандумами о сотрудничестве Сингапура с Центром развития Алматыи Управлением архитектуры и градостроительства города Алматы.

На начало 2018 года запланирован пилотный проект по установке умного освещения, камер видеонаблюдения и мониторинга потока людей на пешеходных улицах города за счет частных инвестиций. Данный проект позволит провести анализ и оптимизировать движение транспортных потоков в городе, улучшить качество предоставляемых услуг автоматизированной парковки, а также собрать данные, используемые для анализа.

― В мегаполисе один из важных вопросов – это общественная безопасность. Расскажите об этом проекте.

― «Безопасный город» прежде всего, нацелен на то, чтобы мегаполис был безопасным для всех жителей и гостей города.
Уже созданы выделенные полосы для общественного транспорта, вело-коридоры, парковки и пешеходные зоны. Система «безопасный город» ― это камеры, а их  установлено более 100 тысяч на дорогах города, во дворах, школах, ТРЦ. С 2012 года видеофиксацией правонарушений системноохватываются дороги и общественные места. Значительно снизился уровень преступлений на улицах. Все патрульные экипажи обеспечены видеорегистраторами и GPS-системами, полицейские ― видеофиксаторами, которые они не имеют права отключать. Таким образом, обеспечивается прозрачность и подотчетность работы полиции.

В настоящее время прорабатывается вопрос по внедрению безналичных расчетов. Полицейские экипажи планируется оснастить планшетами, позволяющими оперативно работать с базами данных МВД и Министерства юстиции. В результате протоколы на нарушителей ПДД станут оформлять online, а штрафы можно будет уплатить сразу же на месте с помощью POS-терминала, получив фискальный чек. Данный подход значительно сэкономит время сотрудника полиции и гражданина, позволит удобно и быстро оформлять штрафы, а также избавит полицейских от бумажной рутины. 

Повсеместно внедряются безналичные расчеты. Так внедрение транспортных карт в пассажирских перевозках  обеспечило рост «прозрачных доходов» на 60%. Автоматизация уличных парковок повысила налоги в 5,5 раз.

В целом в городе общее число правонарушений снизился на 8,6%, на 9% повысилась раскрываемость тяжких преступлений. Также сейчас совместно с ДЧС города и Институтом географии проводим расчеты по внедрению системы цифрового мониторинга моренных озер.

― Какую роль на сегодняшний день играет АО «Центр развития города Алматы» в этой работе?

― Работа по созданию концепции проекта «Smart Almaty» включает в себя изучение текущего состояние информационно-коммуникационных технологий города Алматы и их дальнейшее развитие. 

АО «Центр развития города Алматы» активно занимается мастер планами, таким образом, Центр обеспечиваем координацию работ подразделений городской власти, прозрачность бизнес-процессов и открытость данных. Эту работу нам доверил акимат города.

Для нас умный город ― это трансформация подходов и культуры взаимодействия населения и власти. Все проекты улучшают качество жизни горожан и привлекают туристов. Мы надеемся, что Алматы станет примером для развития городов во всем регионе Центральной Азии.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0