суббота, 27 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
3oC
1xadv
×

Маслихаты смогут выражать недоверие акимам. Разбираем новый указ Токаева

Накануне вечером Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев внес изменения в Указ «Об утверждении Типового регламента маслихата». Главным отличием новой редакции указа является пункт о возможности выражения недоверия акимам. Является ли этот шаг логичным продолжением либерализации политической системы страны? Политолог Андрей Чеботарев поделился с ИА «NewTimes.kz» своим мнением по этому поводу.

Фото: tengrinews.kz
Фото: tengrinews.kz

«Это перекликается с проектом «Концепции развития местного самоуправления до 2030 года». Поскольку эта концепция ориентирована на расширение полномочий сходов и собраний местных сообществ, - считает Андрей Чеботарев. – Здесь как раз мы видим, что в указе заложена норма о том, что маслихат любого уровня может выразить недоверие акиму, в частности акимам сельского уровня, акимам городов районного значения, если соответствующее собрание выступит с такой инициативой. То есть маслихат по крайней мере обязан рассмотреть такой вопрос».

Таким образом, по мнению политолога, расширяются права местного населения. Иными словами, теперь у жителей любого села или районного центра появился вполне реальный рычаг давления на власть. Не устраивает работа акима: не строится жилье, дороги не ремонтируют, коррупция процветает – выносим на маслихат вопрос о его состоятельности. Это утрированно, на практике же все немного сложнее.

В поправке написано буквально следующее: «Основаниями для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму являются:

  1. Двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета;
  2. Инициирование собранием местного сообщества вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа».

При этом отмечается, что инициирование вопроса об освобождении от должности акима собранием местного сообщества должно быть подтверждено протоколом. В предыдущей редакции указа значился только первый пункт, то есть ранее собрания местных сообществ (читайте – жителей населенных пунктов) в судьбе акимов столь значимой роли не играли.

Читайте также: Казахстанцы смогут голосовать против всех во время выборов

Местные интересы

С одной стороны, таким образом активизируется гражданское общество, которого так не хватает на политической арене Казахстана. С другой – в свете перехода к выборам сельских акимов этот инструмент может стать рычагом влияния на местечковом уровне.

«Могут возникнуть и всевозможные риски. Если представить село, где проживают представители нескольких родов или общин с конкурирующими интересами, понятно, что с каждой группы будут заинтересованы выдвинуть своего кандидата, а смогут ли они достичь компромисса?» – высказывает опасение Андрей Чеботарев.

На этот случай у власти есть «страховочный механизм» - спецпроверка всех кандидатов со стороны Комитета национальной безопасности. И здесь, по мнению политолога, центральная власть с большей вероятностью исключает коррупционные интересы местных политических групп.

И все же общество, по мнению большинства политологов, готово к таким изменениям. Анализ, проведенный при разработке новой Концепции развития местного самоуправления, показал, что «проведение в 2013 году косвенных выборов акимов

сельских округов не способствовало повышению гражданской активности населения и продвижению демократии на местном уровне, потому как непосредственно сами граждане не были включены в принятие решения по такому важному вопросу». На тот момент выдвижение кандидатов в акимы осуществлялось вышестоящими акимами, голосовали за них депутаты маслихатов. В новой модели выдвигать кандидатов в акимы сельского округа будут политические партии, предусмотрено также самовыдвижение.

К слову, новая Концепция определяет основным органом местного самоуправления сход местного сообщества. Данный сход в крупных населенных пунктах и сельских округах может формироваться из представителей через проведение раздельных сходов в отдельных населенных пунктах или его составных частях. Кроме того, предусмотрен коллегиальный орган - Кенес. Он образуется путем преобразования действующего собрания местного сообщества на уровне сельских округов.

Читайте также: 4,7 млрд тенге потратят на выборы сельских акимов в Казахстане

Выборы, выборы

Если же вернуться к расширению полномочий местных представительных органов, то на данной поправке они, вероятно, не завершатся. На этой же неделе на подпись Президенту из Сената поступили поправки в законодательство по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти. Если Глава государства сочтет нужным подписать этот пакет, то маслихаты ждет еще ряд изменений. В частности, поправки предусматривают упразднение должности председателя сессии маслихата, его полномочия предлагается передать секретарю маслихата. Кроме того, в каждой области и городе республиканского значения появятся должности председателей постоянных комиссий маслихатов. На эти должности предложено избирать представителей из разных политических партий. Таким образом, в регионах повышается не только самостоятельность местных органов, но и политическая конкуренция.

Как механизм сработает на деле, можно будет проверить уже скоро. Как известно, первые выборы 836 сельских акимов пройдут уже в августе. А к 2024 году, согласно Концепции развития местного самоуправления, предлагается перейти к выборам акимов районов. Как ранее отметил Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия, эта инициатива должна внести значительный вклад в демократизацию страны и укрепление местного самоуправления.

Алина Абдрахманова

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0