Ровно два года назад в медиаповестку с грохотом ворвалась жуткая новость — в селе Абай подростки насиловали первоклассника. История растянулась больше чем на год. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая вспомнила эту ужасную историю, посмотрела, чем сейчас занимаются действующие лица, а также перебрала некоторые громкие случаи насилия над детьми на фоне ужесточения законодательства.
В марте 2018 года в Сарыагашском районе ЮКО вышел очередной выпуск газеты «С-ИНФОРМ». Главный редактор Амангельды Батырбеков и раньше поднимал в своей газете важные острые вопросы, но материал, который будет опубликован в этом номере, запомнится надолго — 7-летнего мальчика насиловали старшеклассники.
Свежую газету с шокирующей статьей в редакцию принесла Айгуль Утепова, работавшая тогда в NT журналистом и по совпадению родившаяся в этом самом селе. Оказалось, что у газеты нет собственного сайта и история о трагедии в жизни маленького мальчика может так и остаться неуслышанной казахстанцами. Как очередной сор, который не вынесли из избы.
В итоге NewTimes.kz становится проводником этой истории в интернет, и весь Казнет узнает, что в августе 2017 года 7-летнего мальчика из села Абай записали в первый класс местной школы, а через несколько дней жестоко избили ученики 7-8 классов соседнего учебного заведения. А потом изнасиловали.
Мальчика воспитывала бабушка, пока мама была на заработках в Алматы. Когда ребенок признался ей в случившемся, а врач подтвердил его слова, полиция не горела желанием заводить дело. Вместо этого, заручившись поддержкой завуча школы, где учились юные насильники, полицейский заверил, что их возьмут на учет и все могут спокойно жить дальше.
Однако уже спустя 2 недели мальчик снова пережил сексуальное насилие — от тех же старшеклассников. Но даже после этого бабушку и ее внука нигде не принимали, а полиция и прокуратура игнорировали их заявления. А число насильников ребенка только увеличилось. Как позже заявит его представитель, насилие происходило как минимум 10 раз.
Любопытно, что ключевые сотрудники сферы образования и полиции оказались родственниками друг другу.
Как только вышел материал, его подхватили некоторые СМИ, а поверившие сразу в эту историю казахстанцы требовали от полиции активного вмешательства. Но нашлись и те, кто не верил в правдивость материала — его подвергали сомнению и общественники, и некоторые журналисты, и обычные читатели даже после того, как в полиции ЮКО сообщили о заведенном уголовном деле по статье «Насильственные действия сексуального характера».
Ситуация усугублялась ложными заявлениями местных госорганов. В отделе образования Сарыагашского района, например, заявили, что «судебно-медицинская экспертиза не подтвердила факт насильственных действий сексуального характера в отношении первоклассника».
Позже такое же заявление сделала и замглавы МОНа Бибигуль Асылова. Казахстанцы стали требовать независимой экспертизы.
Но были те, кто пытался приложить все усилия, чтобы замять эту историю. Отдельные организации и простые люди постарались организовать поездку мальчику и его бабушке в Алматы — на экспертизу. А другие пытались ее сорвать.
Скандал дошел и до высоких кабинетов, уволили сразу несколько чиновников местного разлива.
«Начальник МПС Сарыагашского района Бердалы Оразгельдиев освобожден от должности. Освобождены начальники МПС Сарыагашского района и Абайского сельского отделения. Заместителю акима ЮКО по идеологии Уласбеку Садибекову вынесли строгое предупреждение. Акиму Сарыагаша — строгий выговор. Главе облоно Исатаю Сагындыкову — выговор», — заявил возглавлявший в то время область Жансеит Туймебаев.
Глава ювенальной полиции из ЮКО получил свое дисциплинарное наказание, директора обеих школ покинули должности, а школьный инспектор был уволен.
Ситуация разворачивалась странным образом. Лагерь защитников негласно разделился на две части. Пока интернет полнился подковерными играми взрослых, стали утекать личные данные мальчика. Казахстанцам даже пригрозили за это тюрьмой.
20 марта главред газеты Амангельды Батырбеков поделился с нашей редакцией происходящим в селе, а заодно объяснил, почему история стала сводиться к неким разборкам местных «кланов».
Обстановка накалилась до того, что местному аксакалу стали угрожать расправой, пока он не остановит защитников маленького начальника. Угрожал никто иной, как начальник управления криминальной полиции ЮКО.
Пока разворачивались события, об этом стало известно Нурсултану Назарбаеву, который тогда еще был в должности президента.
«Старшеклассники изнасиловали мальчика, такая волокита началась вокруг этого — не могли никого найти и доказать. Знаете, почему? Потому что везде цепочкой сидели родственники: полиция — родственники, вышестоящие органы — родственники, еще выше — тоже родственники. Все, чтобы замять это дело», ― сказал Назарбаев 1 июня 2018 года.
Экспертизы шли много месяцев, и суд вынес решение лишь 10 января 2019 года. Одного из подростков признали виновным по статье УК РК «Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста» и приговорили к 7 годам лишения свободы в колонии средней безопасности.
В отношении троих подозреваемых дело прекратили — они еще не достигли 14 лет, когда совершали насилие над мальчиком.
Родные осужденного подростка подавали на апелляцию, но приговор остался неизменен. Мальчика перевезли в Алматы к его маме, и он пошел в новую школу.
Чем сейчас занимаются ключевые лица?
Найти информацию про перечисленных выше людей не так-то просто. Одно из главных действующих лиц — Бауыржан Селтанов, который был начальником криминальной полиции ДВД ЮКО. В августе 2018 года в статьях его называли начальником Аль-Фарабийского РОВД Шымкента.
Сейчас по запросу «Бауыржан Селтанов» интернет утверждает, что он возглавляет отдел полиции Ордабасынского района ДП Туркестанской области.
Руководитель отдела образования Сарыагашского района Бауыржан Майрихов был отстранен от работы, пока шло следствие. Сейчас выданные Google’ом ссылки уверяют, что он до сих пор занимает эту должность.
Начальник местной полицейской службы Сарыагашского района Бердалы Оразгельдиев оказался среди тех, кого решили уволить. Но его такой поворот не устроил, и полицейский пошел судиться.
Районный суд отказал Оразгельдиеву в восстановлении в должности, а вот апелляционная коллегия суда города Шымкента пошла ему навстречу и признала увольнение незаконным. В итоге его восстановили в должности.
Уласбек Садибеков, который получил строгое предупреждение, будучи замакима ЮКО по идеологии, сейчас занимает должность акима Сайрамского района Туркестанской области – с декабря 2019 года.
Как открылся портал в мир жутких историй о насилии над детьми
История 7-летнего мальчика из села Абай произвела эффект разорвавшейся бомбы и создала прецедент. Недоверие к этой истории, с которым мы столкнулись сначала, объяснялось шоком. До этого такие истории практически не попадали в медиапространство.
Но в эти 2 года, прошедшие с момента огласки истории мальчика из Абая, мы узнали немало подобных случаев. И каждый из них был по-своему ужасен. Но, надо признать, что все чаще суды выносят более суровые приговоры насильникам детей, по крайней мере, в тех случаях, которые получают общественный резонанс.
В январе 2019 года в Шымкенте 9-летняя девочка возвращалась домой после тренировки. Когда ей оставалось дойти меньше 100 метров, ее затащил в заброшенный домик мужчина и надругался над ней.
Ему назначили наказание — 18 лет лишения свободы в колонии максимальной безопасности.
В ВКО изнасиловали 7-летнюю девочку, а подозревали в этом отца. Позже, после начала следствия, его нашли повешенным.
В апреле в Жамбылской области пропала второклассница. Спустя сутки нашли ее обугленные останки. Мужчина совершил насилие над девочкой, а потом сжег. Его приговорили к пожизненному заключению и кастрации.
Первые пять лет осужденный будет в учреждении чрезвычайной безопасности, остаток жизни проведет в учреждении максимальной безопасности.
В середине ноября 2019 года произошло еще одно резонансное преступление – семиклассницу изнасиловали в туалете на территории школы в Таразе. «Внезапно» все озаботились проблемой школьных туалетов, стоящих на улице, и отсутствия видеонаблюдения.
Касым-Жомарт Токаев лично наблюдал за этой историей. Он поручил уволить акима Тараза, своих должностей лишились также и сотрудники школы.
Кстати, мужчину приговорили к 25 годам лишения свободы. Помимо прочего, ему назначили химическую кастрацию, а также принудительное лечение от алкоголизма и наркомании и штраф 5 млн тенге.
«Насильники не должны испытывать иллюзий, что можно избежать кары»
В 2019 году в Казахстане, как информирует статистика Генпрокуратуры, зафиксировано 158 случаев изнасилований несовершеннолетних, столько же раз – насильственные действия сексуального характера. 128 раз заводились дела по статье «Развращение малолетних».
В 2018 году количество случаев было меньше, если статистика правдива. В частности, изнасилований в отношении несовершеннолетних зафиксировано 115, насильственных действий – 120 раз. А вот развращений малолетних зарегистрировано 136 раз.
Вступив в должность президента, Касым-Жомарт Токаев продвигал, помимо прочего, идею об ужесточении наказания за насилие, особенно над детьми. И, озвучивая послание народу, он наконец высказал долгожданные вести.
«Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей», – сказал он тогда.
В начале января 2020 года уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин высказалась про обновленное законодательство, напомнив как раз про случай мальчика из Абая.
«Наш фонд сопровождал несколько дел по насилию над детьми. Самое громкое дело – это дело абайского мальчика. Чтобы довести дело до суда, доказать, что неправомерные действия в отношении 7-летнего ребенка были, пришлось преодолевать глухую стену, которую воздвигли те, кто хотел скрыть это преступление, усидеть в своем кресле, не очернить свою репутацию.
Мама и бабушка буквально были затравлены. Что говорить о мальчике?! А местный акимат, администрация школы, отдел образования, местная полиция и прокуратура всячески препятствовали законному расследованию преступления, совершенного над ребенком.
За изнасилование либо насильственные действия сексуального характера, развращение малолетних, вовлечение детей и подростков в изготовление детской порнографии, как следует из принятых поправок, теперь предусматривается уголовная ответственность от 17 до 20 лет, а там, где пострадали малолетние дети, – минимум 20 лет заключения или пожизненное лишение свободы.
Еще хочу добавить, что при исполнении правосудия все должно идти по закону. Насильники и те, кто пытается скрыть такие факты, не должны испытывать иллюзий, что можно избежать кары», – подытожила детский омбудсмен.
Фото: NewTimes.kz
Читайте другие материалы автора ИА «NewTimes.kz» Екатерины Мостовой