суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
13oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

​​Эпоха токсичности: Как травля в соцсетях приводит к смерти казахстанцев

В Казахстане растет статистика по суициду. Только за этот год 105 подростков покончили жизнь самоубийством, еще около 200 пытались совершить суицид. Психологи связывают это со стремительным развитием новых технологий и социальных сетей, что породило такое понятие, как «кибербуллинг». Сегодня дело дошло до того, что власти многих стран приняли решение защищать подростков от травли в Сети посредством законопроектов. Подобную инициативу проявили и в Казахстане. В этом материале корреспондент  ИА «NewTimes.kz»  расскажет об интернет-травле, причинах ее возникновения, а также о том, как защитить себя и своих близких.

Фото: Pexels.com
Фото: Pexels.com

Согласно данным ЮНЕСКО, каждый третий ученик в мире сталкивается с разными формами травли и насилия со стороны своих сверстников или одноклассников. И этот тяжелый опыт для большинства из них не проходит бесследно и может со временем перерасти в психологическую травму.

Что касается Казахстана, то, по данным вице-министра информации и общественного развития Кемельбека Ойшыбаева, порядка 70 тыс случаев травли в киберпространстве зафиксировано за прошлый год и 140 тыс — с начала 2021 года.

Одним из ярких примеров травли в интернете стала история 10-классника из пригородного поселка Круглоозерное Уральска.

22 января в соцсетях среди объявлений о продаже домашних животных, неизвестные «шутники» опубликовали фото подростка. В описании говорилось, что мальчик продается за 100 тыс тенге. И среди многочисленных издевательских комментариев к объявлению даже предлагали разобрать его на органы.

«Много раз моего сына избивали, отбирали деньги. Когда я все узнала, одноклассники сына пришли, вернули все деньги и просили не писать заявление в полицию, я не стала этого делать. Но когда ему сломали ребра, я обратилась в прокуратуру, акимат и полицию. А потом появилась его фотография в интернете, было написано, что продается за 100 тыс тенге. Разные комментарии были, кто-то предлагал продать его на органы. Разве так можно? Я этого не оставлю, каждый должен отвечать за свои действия», — рассказала мама подростка Алтын Ахмедиярова.

Причем, со слов матери, школьная администрация, полиция и управление образования  были в курсе ситуации. Но никаких мер не приняли.

Что такое кибербуллинг?

Вы еще помните того странного мальчика или неуклюжую девочку, над которыми издевался и смеялся весь ваш класс? Сегодня это явление называется моббингом, или травлей. И если раньше школьники выплескивали свою агрессию с помощью кулаков, то сейчас на это есть соцсети. Больше не надо встречаться с объектом ненависти или насмешек лицом к лицу, достаточно взять в руки гаджет и просто написать гадость про человека, опубликовать заведомо неприятное для него фото или видео, натравить на обидчика толпу подписчиков или друзей, которые будут комментировать это с помощью нецензурной брани. Этому тоже есть название — кибермоббинг, кибербуллинг или интернет-травля.

Иными словами, это намеренные оскорбления, издевательства, высмеивание, угрозы, шантаж или домогательства, а также сообщения интернет-пользователям компрометирующих сведений с помощью современных средств коммуникаций.

Чаще всего кибербуллеры публикуют свои оскорбления анонимно, скрываясь за выдуманным именем, но могут выступать и под своим собственным именем, в том случае, если человек заведомо слабее и не представляет угрозы для агрессора. Большинство кибербуллеров способны высказываться только в онлайн-пространстве, в реальной жизни у них не найдется смелости произнести подобное в лицо.

Как распознать кибербуллинг?

Все друзья подшучивают друг над другом, но иногда трудно провести грань между шуткой или попыткой обидеть, особенно в Сети. Иногда это подается как «мы просто шутим» или «не относись к этому слишком серьезно». Но если человек чувствует себя оскорбленным или думает, что другие именно насмехаются, а не просто шутят, то это означает, что выходка зашла слишком далеко. А если ситуация продолжается даже после того, как человек попросил прекратить и это его по-прежнему расстраивает, то тогда это может считаться травлей. Также если травля происходит в Сети, то это может стать причиной нежелательного внимания со стороны широкого круга людей, включая незнакомцев.

Психологи считают: «неважно, где это происходит, но если ситуация вызывает у человека беспокойство, он не должен с этим мириться».

«Называй это как хочешь, но если тебе плохо и это не прекращается, тогда стоит обратиться за помощью. Прекращение кибербуллинга — не просто одергивание агрессоров, но и признание того, что каждый человек достоин уважения как в Сети, так и в реальной жизни», — из выдержки материала ЮНИСЕФ.

По словам экспертов, в основном кибербуллинг происходит посредством оскорбительных замечаний в комментариях или личных сообщениях, откровенной клеветы, создания фотожаб, открытия групп с нелицеприятным контентом и прочих способов вовлечь жертву в словесную перепалку, дабы насладиться ее реакцией. Впрочем, имеют место и взломы страниц в соцсетях, и ведение переписок от имени жертвы, естественно, с целью ее опорочить либо создание фейка с фотографиями и данными жертвы.

Отдельный вид кибербуллинга — обнародование переписок и материалов, которые не должны были стать всеобщим достоянием.

Наверняка многие видели огромное количество групп в соцсетях, куда оскорбленные мужчины после расставания со своими возлюбленными загружают провокационные фото последних, явно из личного архива. Подобное часто сопряжено с шантажом — еще одним типом травли. То есть агрессор каким-либо образом получает информацию об оппоненте, способную негативно сказаться на его репутации, и в дальнейшем запугивает передачей этих данных третьим лицам в случае несоблюдения своих условий.

Также шантаж может перерасти в самое настоящее сетевое преследование или, говоря современным языком, сталкинг.

Есть и куда менее очевидные проявления кибербуллинга, к коим относятся тотальное игнорирование, исключение неугодного лица из рабочих или учебных чатов и групп, непринятие в них, подача жалоб на профиль с целью блокировки.

О жертвах цифровой травли 

А теперь поговорим непосредственно о жертвах интернет-травли. Здесь важно сказать, что с кибербуллингом сталкиваются не только дети или подростки, но и взрослые.

Этот новый вид преступности набирает обороты: мужчины заводят отношения с молодыми женщинами, а затем начинают вымогать у них деньги, угрожая в противном случае опубликовать их интимные фото в социальных сетях. В Атырау одна из таких историй привела к трагедии.

В конце 2020 года стало известно, что жительница Атырау повесилась прямо во время телефонного разговора со своим мучителем.

Эту историю рассказала сестра женщины, покончившей жизнь самоубийством по вине вымогателя. По ее словам, житель Туркестана познакомился с ее сестрой в соцсетях, затем они встретились, и он сделал интимные снимки. После этого мужчина стал шантажировать свою жертву. 

Долгое время родственники ничего не знали, пока шантажист не стал им названивать. Он поносил женщину последними словами, высылал снимки. Звонил всегда поздно ночью, пьяный, с разных номеров. В итоге и сама жертва, и ее окружение стали бояться незнакомых номеров, отключать телефон на ночь. Не выдержав такого прессинга, женщина подала в суд.

Родственники погибшей возмущены тем, что правосудие не смогло защитить ее сестру от мучителя, и переживают, что его жертвами могут стать и другие женщины.

Подобный случай произошел в Нур-Султане. Молодую девушку под угрозой распространения ее интимных фото принудили к сексу, практически изнасиловали, но она ничего не смогла доказать.

Еще одну жительницу Атырау на протяжении трех лет шантажировал гражданин Азербайджана. Мужчина грозился распространить фото и видео интимного характера.

Отчаявшись, казахстанка написала об этом на своей странице в FacebookКазахстанцы, прочитав историю жительницы Атырау, поддержали ее, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Позже в пресс-службе ДП Атырауской области сообщили, что по данному случаю ведется расследование.

Следующая история закончилась не так радужно.

Жертвой цифровой травли в 2021 году также стала молодая казахстанская писательница Аягуль Мантай.

Близкие покойной считают, что именно травля в интернете стала причиной ее самоубийства.

«Пишут, что кто-то выложил скрины личной переписки, видимо, имел место шантаж. Осуждение — это бич нашего общества. Мы готовы ведь закидать камнями презрения каждого, кто вдруг, невзначай, попадет под жернова осуждения. И часто забыв про все плюсы, которые были до», — написала подруга Аягуль.

До своей смерти молодая писательница делилась своими переживаниями, рассказывала о наблюдениях в социальных сетях.

«Человек — существо крепкое как камень и одновременно нежное как цветок», — писала Аягуль в своем Facebook.

После этой истории в обществе заговорили о необходимости ввести уголовную ответственность за кибербуллинг.

Читайте также: «Сейчас у родителей все направлено на успех»: Психологи говорят о нарастающем давлении на детей в семье

Что говорит законодательство?

В законодательстве Казахстана нет определения «кибербуллинг», но есть административное и уголовное наказание за действия, которые относятся к этому виду психологического насилия.

«Кибербуллинг — собирательный термин. Он включает много разных видов насилия, за которое может быть как административное, так и уголовное наказание. Унижение чести и достоинства, оскорбление, распространение фотографии без разрешения, взлом переписки, отправление переписки. Ситуацию усложняет и то, что кибербуллинг совершается и с фейковых аккаунтов, — сказала доктор юридических наук Халида Ажигулова на брифинге в службе центральных коммуникаций. — В сводках МВД нет данных о количестве киберпреступлений и о том, сколько из них раскрыто. У нас ведется статистика по суицидам, но до сих пор нет статистики по доведению до самоубийств в результате буллинга или кибербуллинга».

По мнению эксперта, в уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях нужно внести изменения, конкретизирующие некоторые статьи, охватывающие кибербуллинг.

Однако президент интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров считает, что смысла менять законодательство нет, пока не изменится сознание людей.

«У нас проблема в том, что 99% родителей, дети которых подверглись кибербуллингу, отказываются обращаться в правоохранительные органы. У нас может быть миллион статей по кибербуллингу, но пока у населения не будет доверия к правоохранительным органам, ничего не изменится», — говорит Сабиров.

Отметим, что казахстанские политики всерьез начали обсуждать травлю в интернете в сентябре 2020 года. Тогда президент Касым-Жомарт Токаев во время ежегодного послания отметил, что казахстанцы столкнулись с кибербуллингом и не имеют возможности от него защититься.

«В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям. Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга», — поручил Токаев.

За год законопроект был разработан, и уже 15 сентября  этого года два депутата от партии Nur Otan — Динара Закиева и Айдос Сарым  предложили  внести дополнения в законодательство  по правам ребенка. В этом документе говорится, что все иностранные мессенджеры и социальные сети должны будут пройти регистрацию в уполномоченных органах страны и открыть здесь свои представительства, в противном случае они будут заблокированы. Такие нормы, по мнению депутатов, помогут бороться с кибербуллингом и защитить детей.

Однако эти поправки в законодательство казахстанцы не поддержали. Массовое возмущение и настороженность вызвали положения об усилении контроля государства над соцсетями и мессенджерами.

Как борются с кибербуллингом за рубежом?

Тем временем успешную борьбу с кибербуллингом ведет правительство Новой Зеландии, где в 2015 году в силу вступил закон, согласно которому кибербуллинг и онлайн-троллинг признаны уголовными преступлениями. В 2016 году в британской полиции открыли отделение по кибербуллингу, призванное распознавать онлайн-преступления. Борьбу с оскорблениями в Сети начало и немецкое правительство — в октябре 2017 года в Германии приняли закон о недопустимости травли в интернете.

Международные эксперты считают, что последствия буллинга затрагивают и качество образования. В связи с этим сегодня многие страны предпринимают значительные усилия по противодействию буллингу именно в школах. Например, в Швеции работает программа Farsta, в рамках которой в каждой школе есть команда из двух-четырех учителей, и их миссия в случае буллинга вмешиваться в ситуацию. В Великобритании педагоги также проходят специальную подготовку в целях предотвращения всех форм кибербуллинга, а во Франции следят за блогами учеников и помогают жертвам, при этом агрессорам грозит исключение из школы.

В Канаде разработкой методики предотвращения кибербуллинга в отношении школьников занимается крупная организация, в которую входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации. В Японии с 2013 года действует закон о развитии мер предотвращения издевательств.

В Нидерландах программа для учеников начальных классов «Мирная школа» направлена на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В нее активно включены родители учеников, и даже проводят сеансы медитации. Также в стране действует программа Rebounds, суть которой состоит в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. После работы над их поведенческими и социальными навыками таких школьников возвращают в обычную школу.

Кроме того, важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводят так называемый парламентский день, когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения.

О том, как защитить себя и своих близких

ЮНИСЕФ опубликовал рекомендации, как защитить себя и своих близких от кибербуллинга.

Необходимо заблокировать учетные записи агрессоров, которые они используют для распространения своей ненависти. Сообщать о фактах кибербуллинга провайдерам услуг, таких как Facebook, Instagram или Twitter. А также обеспечить защитой ваши пароли, в том числе используемые на мобильных устройствах.

Помимо этого, можно воспользоваться следующими сервисами от министерства информации и общественного развития и ОЮЛ «Интернет-ассоциации Казахстана».

Памятка для подростков от ЮНИСЕФ

Первое, если вы считаете, что вас травят, то первым делом нужно обратиться за помощью к тем, кому вы доверяете, например, к родителям, близкому родственнику или другому взрослому, который вызывает у  вас доверие. Например, в школе вы можете поговорить с психологом, спортивным тренером или своим любимым учителем.

Второе, если вас травят в соцсетях, попробуйте заблокировать агрессора и официально сообщить о его поведении непосредственно на платформе. Сегодня многие социальные медиаплатформы обеспечивают безопасность своих пользователей.

Третье, будет полезно собрать доказательства — текстовые сообщения и скриншоты постов в социальных сетях, чтобы показать, что происходит. То есть самое главное — идентифицировать обидчика и сообщить о возникшей ситуации. Это также может помочь показать агрессору, что его поведение недопустимо.

Четвертое, если вам напрямую угрожает опасность, обратитесь в полицию.

Памятка для родителей от психологов

Психологи поделились, как родителям заметить беду и помочь ребенку, ставшему жертвой кибербуллинга.

«Подросток может стесняться признаться родителям в том, что над ним издеваются. Однако поведение выдаст с головой. Подмечайте любые изменения: смена пищевых привычек, нарушение сна, угнетенное состояние, потеря интереса к чему-либо, нежелание подходить к компьютеру или телефону, резкое падение успеваемости»,  — рассказывают психологи.

В случае если родитель заметил тревожные признаки, специалисты рекомендуют «постараться вывести ребенка на откровенный разговор».

«Важно делать это без крика и давления. Поставьте акцент не на своем беспокойстве, а на чувствах ребенка: «Я вижу, что с тобой что-то происходит, ты меньше улыбаешься». Задайте вопрос, можете ли вы ему чем-то помочь. Если ребенок уходит от разговора, не настаивайте. Просто дайте понять, что вы всегда рядом и к вам можно обратиться по любому поводу, все для того, чтобы подросток сам, а не «из-под палки» захотел пойти на диалог. После обозначения проблемы не отмахивайтесь от нее, не обесценивайте детские переживания, не оставляйте ребенка один на один с направленным на него негативом. Будьте по-настоящему взрослым, примите меры», — делятся специалисты.

Они также добавили, что чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки.

Подытоживая, скажем, что конфликт можно разрешить, а вот травлю — только прекратить. И в этой части, разумеется, должны быть принять эффективные меры со стороны государства, которые при этом не будут ограничивать ничью свободу. Кроме того, здесь также есть ответственность самих родителей, которым нужно всегда помнить, что за безопасность их детей отвечает не только государство, но и они сами. Ведь задача любого родителя быть не только рядом, но и суметь услышать и распознать эмоциональное состояние ребенка и помочь ему справиться с травлей. Главное не допускать мыслей: «Мы в этом возрасте были такими же, само пройдет!»

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 1
Забавно 3
Сочувствую 0
Возмутительно 5