80 детей-инвалидов специального профессионального колледжа стали заложниками взрослых игр. Сначала в учебное заведение нагрянула комплексная проверка. Событие для любого учреждения не самое приятное, но обыденное. Коллектив воспринял прибытие многочисленной комиссии во главе сразу с двумя старшими прокурорами из Туркестанской областной прокуратуры как неизбежность, не угрожающую, впрочем, жизни и здоровью педагогов и воспитанников. И зря. Уже с первых шагов проверяющих по зданию обитателям стало понятно: «Это ж неспроста!» В ситуации разбирался собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.
Директор КГУ «Специализированный профессиональный колледж управления координации занятости и соцальных программ Туркестанской области» Роза Аяпбергенова заявила, что представители прокуратуры области не поставили ее в известность о проведении проверки.
«25 января они втроем начали работу в здании колледжа. На следующий день к нам пришли 17 человек — специалисты СЭН, противопожарной службы, лаборанты филиала национального центра экспертизы Кентау. Затем к ним присоединились сотрудники нашего управления. Повседневный режим работы колледжа, распорядок дня проживающих в нашем общежитии детей-инвалидов были грубо нарушены», — рассказывает Аяпбергенова.
Проверка, по словам работников колледжа, была тотальной и целенаправленной. Искали любые, самые мелкие нарушения. Разумеется, нашли, и много.
К сведению, колледж основан в 1942 году как учетно-плановая школа для инвалидов Великой Отечественной войны, в 1946-м преобразован в профессионально-техническое училище для инвалидов возраста 15-35 лет, сегодня готовит специалистов по моделированию и пошиву одежды, бухучету и компьютерным технологиям. Обучается 80 человек, работают 82 сотрудника.
В Кентау колледж был размещен в не приспособленном для детей с особыми потребностями здании, построенном в 1975 году. Все эти годы по мере возможностей учреждение переделывали. В 2023-м за счет фонда «Самрук-Казына» и при активном содействии местной неправительственной общественной организации был установлен долгожданный лифт (здание 3-этажное). До этого 15 лет детей в колясках поднимали на этажи по лестнице сотрудники. Но эти трудности остались в прошлом. В настоящем у коллектива и учеников — результаты прокурорской проверки.
Несмотря на нервозную обстановку, дети в колледже потрясающе позитивные и открытые. В классе идет подготовка дипломных работ мастеров дизайна одежды. Надо посмотреть на великолепные национальные костюмы, изготовленные руками учащихся, чтобы понять, что дает им учеба и общение со сверстниками.
«Моя Арзу, поступив в колледж, впервые получила возможность полноценного общения. Здесь у нее появились друзья, она с удовольствием осваивает профессию. Сейчас дочка заканчивает третий курс. За эти годы я много раз посещала колледж. Родителям здесь двери всегда открыты. В студенческом коллективе и среди работников всегда царит доверительная, дружеская атмосфера. Не представляю, что будет дальше с нашими детьми, особенно с теми, кто остается учиться! Зачем все это затеяли? Неужели ни у кого не проскочила мысль: каково будет детям в условиях постоянного стресса?» — говорит мать учащейся Дильфуза Сейфуллаева.
В итоговой справке прокуратуры за подписями старших прокуроров Е. Жолбарыс и А. Сағындықова сказано жестко и недвусмысленно: «В ходе проверки установлено, что со стороны учреждения допущены грубые нарушения законности».
Дальше подробное перечисление этих нарушений на 13 листах. Там много всего: и испортившиеся фрукты на складе, и прием учеников с «медицинскими противопоказаниями к зачислению», и халатность персонала, из-за которой «в стенах учреждения произошли несчастные случаи» (один единственный), и трещины на кафельных плитках и выбоины на асфальте перед мусорными контейнерами, «препятствующими доступу».
Множество мелочей, которые легко обнаружить в любом учреждении, если оно не закрыто на карантин и работает в режиме 24/7, собранные воедино, должны были, видимо, создать впечатление полного развала и презрения к законам и инструкциям руководством и сотрудниками колледжа. Но внимательное изучение прокурорской справки такого впечатления не произвело. Скорее, наоборот, навело на мысль, что громкие и совсем не характерные для языка юристов выражения в тексте документа имеют какую-то цель за пределами сути дела. Вообще-то цель любой проверки государственного учреждения, тем более такого специфического, как колледж для инвалидов, — выявить недостатки и помочь их устранить. Но не в этом случае.
Догадку подтвердила и стремительность распространения информации, что тоже нехарактерно для наших правоохранительных ведомств. Со справкой директора колледжа ознакомили только 16 февраля. 21-го большинство информационных лент страны вышли с кричащими заголовками в духе «Просроченные продукты и лекарства — особенным детям». И только на следующий день на сайте прокуратуры Туркестанской области появился пресс-релиз:
«Прокуратурой Туркестанской области выявлены вопиющие нарушения прав 80 особенных детей, обучающихся в специальном профессиональном колледже Кентау».
По результатам проверки прокуратурой области было внесено в госорганы пять актов прокурорского реагирования. СЭН на сотрудников наложены штрафы, значительно превышающие их зарплаты. В общем, прокуроры и привлеченные специалисты сработали грамотно и эффективно.
«Наши пояснения никто не слушал. Такое впечатление, что в них проверяющие не нуждались. Быстро пришли, нашли недостатки (а где их нет?) и ушли. Проверяющими без предьявления санитарных книжек был совершен настоящий обыск в помещении пищевого блока. Прокуроры, не соблюдая никаких санитарных норм и правил, открывали холодильники, мешки, ящики, шкафы, полки с продуктами. Перебирая все содержимое голыми, немытыми руками, без перчаток. Вели себя вызывающе, повышая голос на специалистов. Нам хотели помочь исправить недостатки или нас хотели наказать? А можно узнать, за что?» — вопрошает заместитель директора колледжа Нуралы Абдиев.
Неделей позже ситуация окончательно прояснилась. В управлении директору колледжа предложили просто «уйти по-хорошему». Заодно пообещали в случае упорства уйти по-плохому.
«Продукты с истекшим сроком годности были обнаружены на складе. Это совсем не одно и то же, что, как написали проверяющие: «...предоставлялись продукты питания, а также медицинские препараты с истекшим сроком годности». Еженедельно приказом назначается бракеражная комиссия, в состав которой обязательно включаются наши учащиеся. За качеством питания постоянно следят представители из числа ребят и ответственные по кухне. Не припомню случая, чтобы нас кормили некачественными продуктами. Такого в нашем колледже просто не может быть», — встает на защиту руководства председатель студенческого парламента Акжол Берикболсын.
Советник по делам инвалидов акима Кентау, председатель ОО «Республиканское общество инвалидов» Дуйсеналы Жусупов отметил, что в неприспособленном для нужд детей-инвалидов здании за эти годы администрации удалось создать вполне комфортные условия для проживания и обучения детей со специфическими потребностями.
«Мы в контакте с этим колледжем со времени его переезда из Шымкента в Кентау. Чего это стоило, долго можно рассказывать. Почему-то отсутствие лифта для колясочников 15 лет не вызывало реакции ни в управлении, ни в прокуратуре. Это не было вопиющим нарушением их прав? По качеству продуктов, состоянию пищеблока никогда не было жалоб. Мы дважды в месяц вместе с членами студенческого самоуправления и работниками колледжа проверяем кухню и столовую. По всему похоже, что это элементарная подстава, если называть вещи своими именами. Не пойму только, кому так понадобилось место директора колледжа? По своему опыту знаю, что работа эта не сахар. Почему не считаются с мнением инвалидов, родителей? Они за что должны страдать?» — не согласен с заключением проверяющих Дуйсеналы Жусупов.
Результаты работы СЭН руководство колледжа оспаривает в суде. Директор написала заявление в генеральную прокуратуру и объяснительные в кучу инстанций. Родители воспитанников возмущены происходящим и тоже пишут протесты. О психологическом состоянии работников и учащихся лучше не говорить. Тем более что затеявших эти некрасивые игры вокруг учреждения это, похоже, вообще не волнует. В ходе жарких боев без правил о том, как себя чувствуют 80 детей, все забыли. Не до них. Хотя именно они и оказались без всякой вины главными пострадавшими. Похоже, надолго.
Вишенка: на суточное питание (пятитразовое) в колледже отпускается 1565 тенге на человека. Это, пожалуй, все, что следует знать о трогательной заботе властей о людях с особенными потребностями...