Что должна предпринять женщина в нашей стране, чтобы не подвергаться бытовому насилию и на что она может при этом расчитывать? Защищает ли, на самом деле, Закон «О профилактике бытового насилия», женщин? Об этом высказались работники правоохранительных органов, а также участница общественного движения за права женщин, передает ИА «NewTimes.kz».
Когда происходит какое-либо правонарушение в сфере семейного быта, если муж избил жену, и она жалуется участковому, то в отношении него выписывается защитное предписание, пояснила инспектор по особым поручениям Комитета административной полиции МВД РК Роза Бекишева.
Спикер подчеркнула, что для этого не нужно идти в суд, защитное предписание может выписать сам участковый. После чего в течение месяца дебошир находится на контроле. Его постоянно вызывают в полицию, либо полицейский приходит к нему домой, соседей опрашивает. Если он вторично избил жену во время вынесения защитного предписания, то тогда по статье 461 его могут повести в суд и приговорить к пяти суткам административного ареста.
По ее словам, защитное предписание может выноситься и в отношении бывших супругов.
«У нас еще есть одна мера против бытового насилия. У нас есть одна статья, по которой мы можем выселить из дома дебошира. Он избивает жену, а мы должны его, как бы, выселить. Но в таком случае мы нарушаем его права, потому что он является владельцем этой квартиры, или этого жилища. Поэтому мы не имеем права. У нас такая статья есть. Но она у нас нерабочая. Потому что, хоть и выносим защитное предписание, но кто возле них будет сидеть целый день? У нас таких фактов тысячи, даже если взять по одному городу», ― пояснила она.
По данным представителя МВД, жалоб со стороны женщин о том, что участковые отказываются выписывать защитные предписания, не поступало. Напротив, жены порой сами просят не наказывать своих мучителей.
«Есть такие женщины, которые приходят, начинают плакать. Мы их успокаиваем. Вызываем сотрудников Кризисного Центра. Если она захочет, то мы можем ее отправить в Кризисный Центр, где она может жить до одного года.
Там женщина живет, бесплатно питается. Детей отводят в садик. Или там внутри мини-садик устраивают. Там нянечка за детьми смотрит.
Если женщина работает, то, при необходимости, провожают ее на работу, встречают с работы. Если совсем сложный случай, то могут приставить охрану к ней, которая отвозит ее на работу и забирает ее с работы.
В Астане, например, есть такой центр, называется «Кризисный центр для жертв бытового насилия при акимате Астаны».
А часто бывает так. Женщина приходит в полицию, пишет заявление. А потом возвращается домой. Стоит мужу сказать «люблю» и все — она все забывает и тут же бежит и забирает заявление. А ведь мы собирались с ней дальше работать, привлечь психолога, чтобы с ней поработали», ― рассказывает Роза Бекишева.
Корреспондент NT напомнил случай с учительницей из Астаны, которую поджег бывший муж.
«Именно в ее случае участковый инспектор несколько раз выносил защитное предписание. Потом ее отправили в Кризисный центр. А когда она пошла на работу от Кризисного центра, по дороге все это с ней и случилось. Рядом с ней не было охраны. Не предугадаешь такой случай.
Конечно, если бы было у нас как заграницей, когда в случае бытового насилия дебошира выселяли бы из жилища, закрывали и потом работали с ним...
А наши-то закрывают дебошира, а через пять дней выпускают. И думаете, у него мозги на место встанут? Он придет домой, еще больше намыстанып, «мені қайда жібердің» деп, одан сайын басталады», ― отметила инспектор.
Если домашний тиран неоднократно игнорирует защитное предписание, вынесенное в отношении него участковым, то, по словам Розы Бекишевой, административный суд выносит в отношении него, так называемые, «особые требования».
Также инспектор добавила, что, если дебошир после вынесения особых требований начинает преследовать женщину, угрожать оружием, злоупотреблять алкоголем и наркотиками, то возбуждается уголовное дело.
Фото: denverpost.com
С ней отчасти согласился начальник отдела участковых Комитета административной полиции МВД РК Алмас Талконбаев. Но отметил, что, в случае неисполнения особых требований, уголовной ответственности, как таковой, не наступает.
Правонарушителя могут привлечь к административной ответственности по статье 669 КоАП «Неисполнение приговора суда, решения суда и иного судебного акта и исполнительного документа», что влечет за собой для физических лиц штраф в размере десяти месячных расчетных показателей или административный арест до пяти суток, пояснил Алмас Талконбаев.
Уголовная ответственность, по его словам, наступает только если мужчина нанес своей жертве ранения, начиная от средней степени тяжести, заканчивая убийством.
А. Талконбаев также вспомнил учительницу из Астаны, погибшую от рук экс-супруга.
«Там была, примерно, такая же ситуация. По отношению него было неоднократно выписано защитное предписание. Потом хотели выписать особые требования, но он убегал. Его не могли привести в суд», ― пояснил он.
Фото: www.facebook.com/kazfem
Памятник жертвам домашнего насилия
«Насколько эффективно защитное предписание в профилактике бытовой преступности?» — спросила корреспондент NT у участницы движения «Не молчи» Дины Тансари.
«Защитное предписание — это бред собачий в нашей стране. Это вообще не работает! Почему? Потому что большинство жертв живут с агрессором. Уйти от агрессора не могут. Они хотели решить проблему с помощью защитных предписаний. Но они при этом не решили проблему — как отселить агрессора от семьи», ― парировала она.
Тансари привела в пример применение защитного предписания в Америке, где по ее словам, закон в сфере профилактики бытового насилия работает жестко.
«Женщина вызывает полицию. Полиция забирает ее, увозит в отделение и дальше в какой-нибудь приют.
У нее берут все показания, с ней работают психологи. Если она иностранное лицо, то с ней работает переводчик. Сразу же ей дают адвоката. С ней составляют все необходимые документы. Она пишет заявление.
В течение трех дней проходит суд. На суде выносят Защитный ордер. Защитный ордер выносят на месяц, на три месяца, на полгода — по разному.
Судья при вынесении защитного ордера обращает внимание, насколько серьезные травмы, в каком положении находится женщина, полицейские объясняют суть дела, объясняют, что семья находится на учете.
В результате решением суда агрессора выселяют из квартиры. И не имеет значения, кому это жилище принадлежит.
И если он только полезет, то его на пять лет закроют.
А ее с детьми возвращают домой.
И если ордер вынесен на срок, больший чем месяц, то ему автоматически выписывают алименты. И он эти алименты в течение полугода исправно выплачивает. И пусть попробует не выплатить, его будут преследовать власти.
И мужчина не имеет права приходить к ним, писать письма, отправлять людей. И если он начинает отправлять к ней каких-то парламентариев, договариваться с ней каким-либо образом, то она имеет право записать этот аудиозвонок на диктофон, снимать его действия на видеокамеру. И это может послужить основанием на суде закрыть мужчину на пять лет.
И поэтому мужчины осознают, что есть уголовная ответственность. И получается, что не жена бегает от мужа, бедная, не зная, куда деть себя и ребенка, вся побитая, больная. А он вынужден бегать, слоняться», ― рассказала она.
«Понимаете, как все серьезно там? Там женщин очень уважают и поэтому мужчины не могут позволить себе сильно руки распускать.
А у нас он будет по три, четыре защитных предписания получать.
По идее, после нарушения третьего защитного предписания его должны бы привлекать к уголовной ответственности.
Но это возможно только через суд, нужно собирать информацию. Все это ложится на плечи женщины.
Это она должна предоставить им — свидетелей, побои, все это она должна.
И даже в этом случае они могут посадить его ну, максимум, на 2 года. Как хулиганство могут это оценить», ― продолжила общественница.
Дина Тансари призналась, что в ее практике был только один случай, когда нарушение защитного предписания повлекло уголовное преследование человека.
Ее подзащитная, которую муж избивал несколько лет и получал 3 или 4 защитных предписания, на днях отсудила у мучителя 1 млн тенге.
«Вообще-то он не имел права получать защитные предписания. Его должны были сразу посадить. Потому что он находится в режиме пробации. Он осужденный. У него уголовное дело за огнестрел. Он стрелял в кого-то. И, по идее, за первое же заявление от жены о том, что она побита им, его должны были арестовать. А таких заявлений было несколько.
А когда состоялся суд и она доказала, что он ее бил, материл, издевался над ней, когда она притащила аудиозаписи, видеозаписи, то ему предложили в суде — «вы либо возвращаетесь в тюрьму, либо выплачиваете моральный ущерб в размере 1 млн тенге». И он выбрал заплатить.
Если бы у него не было уголовного преследования, никто бы ему не присудил выплату 1 млн тенге. Максимум, 190 тыс тенге», ― заключила Тансари.
Напомним, в 2017 году в Казахстане приняли пакет поправок в Закон «О профилактике бытового насилия». В МВД РК считают, что с принятием закона «в распоряжении полиции появились реальные рычаги воздействия на семейных дебоширов, позволяющие проводить с ними предметную индивидуально-профилактическую работу».
Теперь для защиты женщины, подвергающейся бытовому насилию, существует два инструмента — защитное предписание и особые требования.
Защитное предписание выносится любым сотрудником полиции, в том числе и участковым инспектором. Этот документ подписывает полицейский, женщина, подвергающаяся бытовому насилию и сам дебошир. Документ является, как бы, предупреждением дебоширу о том, что так вести себя нельзя и регламентирует его отношения с жертвой бытового насилия.
Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.
Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.
Нарушение защитного предписания, вынесенного органом внутренних дел, влечет предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток.
В защитном предписании указываются: время и место его вынесения, кем и в отношении кого оно вынесено, место, время и обстоятельства совершения или угрозы совершения бытового насилия, установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.
Срок действия защитного предписания составляет тридцать суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено. Периодичность проверки составляет не менее одного раза в семь календарных дней. Копия защитного предписания в течение двадцати четырех часов с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется прокурору.
Как удалось выяснить, если дебошир нарушил защитное предписание, например, опять побил жену, то ему опять выносится защитное предписание. И так несколько раз, пока женщине не надоест такое положение дел. В этом случае она подает иск в административный суд.
Административный суд, по ходатайству полиции, учитывая, что было уже вынесено не менее двух защитных предписаний, выносит особые требования к его поведению, на срок от 3 месяцев до 1 года.
Так, при установлении особых требований к поведению правонарушителей суды по ходатайству ОВД вправе устанавливать ограничения в виде запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. При этом, помимо запретов на контакт с потерпевшим могут вводиться дополнительные запреты на использование и хранение любого вида оружия.
Установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности.
В исключительных случаях для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить также меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.
В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы.
По данным МВД, с начала принятия Закона в 2010 году установлено свыше 576 тыс. защитных предписаний и более 51,9 тыс. особых требований к поведению правонарушителей.
Статистика показывает, что по итогам 9 месяцев 2017 года вынесено свыше 49,2 тыс. защитных предписаний и установлено более 4,8 тыс. особых требований к поведению правонарушителей.
Стоит отметить, что 3 июля в Казахстане был подписан закон, по которому 108 и 109 статья УК РК перешли из уголовного в административный кодекс.
Теперь побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью будут наказываться штрафом от 23 000 тг. до 39 000 тг.