Казахстан ― богатейшая среднеазиатская держава, обладающая огромными запасами нефти и угля. Теперь страна известна всему миру и по другой причине. Корреспондент BBC Джо Тайди побывал в РК и увидел, как строятся и работают криптофермы в нашей стране, передает ИА «NewTimes.kz».
Индустрия майнинга потребляет 1,8 гигаватта электроэнергии ― это 8% всей энергии, производимой Казахстаном.
На окраине Экибастуза появилась крупнейшая в мире криптошахта. В этом тщательно охраняемом месте собрано оборудование стоимостью 100 млн долларов.
Мощные компьютеры и создают криптовалюты, в том числе биткоин. Эти цифровые деньги не привязаны ни к одному Центробанку, их можно использовать для оплаты товаров и услуг, и уже не только в интернете, но и в обычных магазинах. В цепочке нет ни посредников, ни банков. Деньги напрямую поступают в кошелек продавца.
Для того чтобы платеж прошел, огромное количество добровольцев по всему миру с помощью компьютеров автоматически проверяет и верифицирует его. Этот процесс включает решение исключительно сложных математических уравнений. В итоге генерируется новый биткоин, который случайным образом распределяется среди этих добровольцев.
Компьютеры для майнинга привозят инвесторы со всего мира.
В ноябре 2021 года глобальный рынок криптовалюты добрался до отметки 3 трлн долларов. За год он вырос в пять раз. Рост криптоиндустрии открывает молодым казахстанцам новые карьерные перспективы.
Ерболсын Сарсенов основал первую криптоферму Energix четыре года назад.
«В целом, если оценивать все оборудование, размещенное в дата-центре, ― это свыше 300 млн долларов. Куда бы мы ни пошли в нашем помещении, везде слышан звук работающих компьютеров. Это очень приятный звук — звук денег, цифровых денег. Первый наш дата-центр был совсем маленький, полмегаватта, но мы его запустили с успехом. На сегодняшний день наш дата-центр в 180 мегаватт считается одним из самых крупных в мире и насчитывает множество клиентов со всего мира, из таких стран, как США. На открытии центра были официальные лица, премьер-министр», ― рассказывает Ерболсын.
Всего за два года Казахстан стал вторым по важности центром по добыче биткоинов. Для начала здесь очень дешевая электроэнергия. Но главным образом на рост индустрии повлияли события в соседнем Китае.
«Мы предполагали, что политика изменится, но не ожидали, что это произойдет так внезапно и резко. Мне лично очень жаль, но раз закон принят, мы вынуждены его соблюдать. Казахстан довольно близок к Китаю, и настроить бизнес здесь можно быстро. В Казахстан перевезли множество компьютеров, потому-то и я здесь», ― рассказал майнер из Китая, который не пожелал показывать свое лицо.
Правительство страны утверждает, что Казахстан сегодня потребляет на 7% больше энергии, чем в прошлом году. Специалисты говорят, что сам по себе майнинг криптовалюты потребляет 1 тыс мегаватт в час. Это больше половины того, что требуется для обеспечения всего Алматы.
В январе правительство ввело дополнительный налог на энергию, потраченную на добычу криптовалюты.
«Собственно, электроэнергия не бесконечна в Казахстане. Если мы говорили в 2019 году, что у нас в стране профицит, то сейчас об этом говорить не приходится. Поэтому мы можем говорить о том, что на каком-то объеме майнинга мы остановимся», ― заявил вице-министр цифрового развития Асхат Оразбек.
Последствия беспорядков в январе для майнеров оказались серьезными. Правительство отключило интернет по всей стране, что отправило всю отрасль в нокаут на пять дней. Глобальная сеть замедлилась на 18%, и биткоин упал в цене.
Климатолог Дана Ермоленок скептически относится к быстрому росту криптомайнинга в Казахстане.
«Я родилась и выросла в Караганде. Это город, где находится один из крупнейших угольных бассейнов в нашей стране. Каждый день я выхожу из дома и вижу тот воздух, которым дышу. Зимой это особенно очевидно. В штиль просто невозможно иногда увидеть соседние здания. Так вот по цифрам 2017 года мы видим, что доля угля составляла 49%, возобновляемых источников энергии приходилось менее 2%. Не могу понять, почему они тут сидят на угле и почему я должна всем этим дышать в то время, как они добывают свое богатство», ― считает климатолог.
По оценкам, майнинг криптовалюты во всем мире потребляет около 120 тераватт часов в год, это больше чем Аргентина, в которой живет более 45 млн человек.
Напомним, прошлой осенью в Казахстане возник дефицит электроэнергии: в ВКО ограничили подачу, в Шымкенте начали жаловаться на перебои.
4 ноября KEGOC заявил об аномальном росте потребления электроэнергии в Казахстане, что привело к ее дефициту.
5 ноября Минэнерго прокомментировало информацию о грядущем энергодефиците в стране из-за майнеров.
В компании по управлению электрическими сетями сообщили, что из-за дефицита Казахстан впервые начнет закупать электроэнергию в России.
Позже тогда еще премьер-министр РК Аскар Мамин заявил, что проблем с электроэнергией в Казахстане не будет.
24 ноября покинул свой пост глава KEGOC в Казахстане. В этот же день об ухудшении ситуации на электроэнергетическом рынке Казахстана заявил мажилисмен Дюсенбай Турганов. Он заявил, что цифровой майнинг не виновник энергокризиса в Казахстане.
15 декабря прошлого года стало известно, что Казахстан обратился к России за коммерческими поставками электроэнергии.