Пока жители Уральска массово размещают в социальных сетях видеоролики, на которых покупатели складывают в «ГАЗели» с российскими номерами продукты, власти уверяют, будто бы это вовсе не россияне, а казахстанцы. Мол, и у нас люди машины покупают с российскими номерами, законом не запрещено. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
После заявления о том, что Россия введет временный запрет на вывоз из страны зерна и сахара, жители Уральска и всей страны начали спешно запасаться продуктами питания.
На фоне этого заявления и ажиотажа в Сети начала появляться информация по поводу того, что в Уральск приезжают жители Самары, чтобы оптом закупить продукты. В разных торговых точках города действительно был ажиотажный спрос на продукты длительного хранения — муку, крупы, подсолнечное масло и сахар.
Вскоре сахар с прилавков и вовсе исчез, а в некоторых торговых точках на него повысили цены. Официально власти региона признают лишь небольшое повышение розничной цены на сахар — всего 1,7 %, но ажиотаж не отрицают. По их данным, за последние дни объемы отпуска сладкого продукта выросли в четыре раза.
«Основной объем сахара импортируется в область из России и Беларуси. Однако из-за введения пакета санкций в отношении России некоторые крупные заводы временно приостановили оптовый отпуск готовой продукции, а также ее экспорт в другие страны», — отметил представитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Мейрам Кабдыгалиев.
Мы решили промониторить цены в торговых точках города и направились на рынок. Как выяснилось, в общем, цены на продукты повысились лишь по нескольким позициям, но сахара действительно нет на прилавках.
Продавец овощей Асель Бергенова отмечает рост цен на помидоры и огурцы из Ташкента, но местная овощная продукция пока продается по старой цене.
«Картофель — 210-220 тенге, лук — 130 тенге, морковь — 250 тенге. Такого, чтобы люди оптом закупали товар, нет. В основном торговля идет как обычно. На выходных людей всегда больше», — отмечает предприниматель.
Продавцы отдела бакалеи отмечают, что проблема лишь в сахаре — поставщики прекратили завоз без объяснения причин. Другие продукты питания поставляются на регулярной основе.
«По поводу удорожания цен — это действительно есть, но в основном на российские продукты, на 3-4% точно подорожало все после санкций. Казахстанское все закупаем по прежним ценам», — говорит владелица бакалеи Алена.
В СПК «Акжайык», несмотря на заявления министерств о всевозможных запасах, решили говорить правду, заявив, что запаса сахара в областном стабилизационном фонде нет.
«Запасы прошлого года закончились, в этом году мы еще не заключали договоры, но сейчас активно ищем поставщиков. Дешевой говядины тоже пока нет. Макароны, мука, масло, молоко и все виды социальных овощей — в достатке, они были закуплены на дополнительные средства, выделенные по линии МСХ», — сообщили в СПК «Акжайык».
При этом, если с дефицитом сахара все более или менее ясно, относительно того, действительно ли россияне приезжают в Уральск за продуктами, власти категорично отрицают.
Руководитель агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО Салават Вахитов со ссылкой на мониторинговые группы акимата Уральска отметил, что в рассылаемых видео не россияне, а казахстанцы.
«Законом не запрещено пользоваться автомобилями с российскими номерными знаками. Относительно продуктов питания — в области есть запас как минимум на три месяца, люди создали активный спрос на продукты из-за сложной ситуации у соседей», — сообщил представитель ведомства.
Впрочем, акимат Западно-Казахстанской области, развенчивая теорию о россиянах, скупающих казахстанскую бакалею, сразу же разослал информацию о том, что наплыва россиян в области не было.
«Мы запрашивали информацию от пограничной службы, ажиотажного наплыва туристов из России нет, число пересекающих границу такое же, как и в прошлые месяцы», — сказал представитель акимата Уральска Нурхат Жанбоз.
Ранее министерство торговли и интеграции РК заявило, что рост спроса на сахар вызван дезинформацией о том, что страну ожидает дефицит сладкого продукта. В ведомстве заверили, что поводов для беспокойства нет.